Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Авиация СССР во Второй мировой

События, произошедшие летом 1941 г., показали, что предпринятые меры не привели к весомым результатам. Во время военных конфликтов, имевших место в 30-е годы, советские пилоты летали на самолетах И-15, И-153 и И-16, спроектированных в КБ Поликарпова. Не уступая лучшим самолетам остального мира в 1936 г., четыре года спустя они уже устарели, поскольку авиационная промышленность в этот период развивалась очень стремительно. Поликарпов, конечно, хотел создавать более современные самолеты, однако его обошли новые, более молодые конструкторы. Два конструктора, Микоян и Гуревич, впоследствии ставшие легендарными, создали самолет И-200 (МиГ-1), а вскоре после него — МиГ-3. Семен Лавочкин при участии Гудкова и Горбунова спроектировал И-301 (ЛаГГ-3), а в это же время КБ Яковлева разработало самый лучший из этих трех самолетов — И-26 (Як-1). На двух последних самолетах были установлен новый двигатель Климова М-105 мощностью более 1000 л.с, прототипом которого послужил испанский двигатель Hispano-Suiza 12Y, а на первом — еще более мощный двигатель АМ-35А, созданный советским конструктором Микулиным.

Новейшая технология, необходимая для создания этих самолетов, была получена в Германии, где в марте 1940 г. побывала советская делегация во главе с генералом И.Е. Тевосяном; в состав делегации входили конструкторы Николай Поликарпов и Александр Яковлев, а также летчик-испытатель истребителей Степан Супрун. По рекомендации делегации были закуплены образцы авиационной техники — истребители «Мессершмитт» Bf 109Е и «Хейнкель» Не 100Db и бомбардировщик «Юнкере» Ju 88А. Однако на разработку необходимой технологии ушло больше времени, чем предполагалось, и к июню 1941 г. было произведено всего 1946 новых истребителей, что составляло лишь примерно 20% от потребности ВВС в истребителях. Для ликвидации отставания в этом году было возобновлено производство самолетов И-16.

Внезапное нападение фашистской Германии на СССР, вся мощь, обрушенная люфтваффе в воскресенье 22 июня 1941 г. (это было начало реализации плана «Барбаросса») на аэродромы ВВС, которые располагались вблизи западной границы СССР, застала врасплох как Красную армию, так и ее воздушные силы. В большинстве случаев преимущество нападавших было подавляющим, и много самолетов, включая немало новейших, было уничтожено на земле уже в первые часы после вторжения.
Те пилоты, которым все-таки удавалось подняться в небо, часто испытывали смешанное чувство — ярости и отчаяния, что приводило к самопожертвованию, некоторые летчики совершали по нескольку вылетов в день, другие шли на таран, что часто стоило им жизни. По крайней мере десять таких атак было предпринято истребителями в течение первого дня войны, причем они шли на это, даже израсходовав боезапас в предыдущем бою.
Такие атаки, однако, проводили не только истребители: на таран пошел также экипаж бомбардировщика Туполева СБ-2 (лейтенант Т. Малиенко, 86-й БАП, и капитан А.С. Протасов, 16-й БАП), уничтоживший два самолета противника — Ju 88 и Bf 110, оба члена экипажа погибли.

Андрей Данилов — не единственный, кому удалось сбить четыре немецких самолета. Такие же победы одержали мл. лейтенант Д.Ф. Ковтюлев (91-й ИАП), С.Ю.Жуковский (127-й ИАП, девять боевых вылетов за один день) и Николай Бояршин (шесть вылетов). Первым летчиком ВВС, добившимся пяти побед во Второй мировой войне, был, по-видимому, И.Н. Калабушкин (123-й ИАП), который, совершив три вылета на И-153, сбил один Bf 109 и по два Ju 88 и Не 111.
Сражения на границе продолжались недолго, поскольку советские войска отступали под натиском бронетанковых колонн вермахта при поддержке люфтваффе. В течение первого месяца войны особо отличился участник боев в Китае, бывший летчик-испытатель СП. Супрун, ставший командиром вновь сформированного 401-го ИАП.
Особой ожесточенностью отличались в эти первые дни бои под Ленинградом и Одессой. Под Ленинградом особо отличились 153-й, 154-й и 158-й ИАП. Три летчика из последнего авиаполка одержали ряд выдающихся побед — П.Т. Харитонов, С. Здоровцев и М.П. Жуков; они были первыми летчиками, участниками Великой Отечественной войны, которые были награждены Золотой Звездой Героя Советского Союза (8 июля 1941 г.). На юге в это же время особо отличился 67-й ИАП.

22 июля 1941 г., через месяц после начала войны, были совершены первые воздушные налеты на Москву. По мере продвижения вермахта в глубь западных территорий Советского Союза, оккупации большей части Белоруссии, прибалтийских республик и Украины дальность полета бомбардировочной авиации люфтваффе до Москвы уменьшалась, и поэтому налеты участились. Фактически же битва за Москву началась 1 октября, и для обороны столицы было сформировано два истребительных авиакорпуса (ИАК) ПВО — 1-й и 6-й. Прославились следующие истребительные авиаполки ПВО этих корпусов: 29-й, 120-й и 129-й; все они впоследствии получили звание гвардейских. При обороне Москвы особо отличились: ст. лейтенант Виктор Талалихин (177-й ИАП-ПВО), совершивший таранную атаку в ночь с 6 на 7 августа 1941 г. ст. лейтенант И.Н. Калабушкин, Н.И. Храмов, капитан Г.А. Григорьев (178-й ИАП) и ряд других.

После начала контрнаступления советских войск под командованием генерала Г.К. Жукова интенсивность воздушных налетов уменьшилась. В течение первых шести месяцев 1942 г. столкновения происходили по всей линии фронта, вспыхивая на некоторых локальных участках. Наиболее ожесточенными были бои под Ленинградом (снабжение осажденного города осуществлялось по льду замерзшего Ладожского озера — «Дорога жизни») и в Крыму, при обороне и последующей эвакуации крупной военно-морской базы — Севастополя. Важное значение также имели территории Крайнего Севера, там была организована оборона портовых городов Мурманска и Архангельска, куда через Северный Ледовитый океан начала поступать помощь от союзников — Великобритании и США.
Учитывая опыт, накопленный ВВС ранее, было начато формирование воздушных армий (ВА) вместо фронтовой авиации, чтобы более эффективно использовать возможности военно-воздушных сил. В результате этой реорганизации было создано в общей сложности 18 воздушных армий, а новая система была впервые опробована во время Сталинградской битвы осенью 1942 г.1. Бои в этом районе начались в конце июля 1942 г., в них участвовали 2-я, 8-я, 16-я и 17-я ВА.

До ноября 1942 г. инициативу удерживали армии «оси» — Германии, Венгрии, Италии и Румынии. Однако 19 ноября Красная армия начала новое контрнаступление, которое было поддержано воздушными армиями под командованием генерал-майоров К.Н. Смирнова, Т.Т. Хрюкина и С.И.Руденко и генерал-лейтенанта С.А. Красовского.

Им противостояли авиасоединения 4-го Воздушного флота, дополненные несколькими подразделениями союзников немцев. В это время особенно отличилось несколько будущих дважды Героев Советского Союза — В.Д. Лавриненков, А. Алелюхин, Султан Амет-Хан и П. Головачев — все они были летчиками 9-го гвардейского ИАП.

На заключительных этапах битвы, начиная с января 1943 г., основными задачами ВВС были перехват и уничтожение транспортных самолетов, снабжавших окруженную 6-ю немецкую армию генерала (позднее фельдмаршала) Ф. Паулюса. Сражения здесь завершились 2 февраля — в этот день сдались остатки сил вермахта, чему предшествовал крах итальянской и румынской армий.

Победа здесь была бы нужна немцам для того, чтобы обеспечить продвижение своих войск к нефтяным полям Каспия. Пока продолжались бои под Сталинградом, несколько немецких армий пробивалось через горы Кавказа к этому жизненно важному источнику горючего. В результате всех этих событий весной 1943 г. произошло крупное воздушное сражение над Кубанью. Основная тяжесть воздушной поддержки пришлась на 4-ю (генерала Н.Е. Науменко) и 5-ю (генерала К.С. Горюнова) воздушные армии, которым помогала авиация Черноморского флота (генерала В.В. Ермаченко).

Этот район находился вблизи от конечной точки второго маршрута, по которому осуществлялись поставки по ленд-лизу от западных союзников, т.е. Ирана. Наверное, именно поэтому отсюда на вооружение советских воздушных сил поступило большое число самолетов — главным образом это были истребитель Белл Р-39 «Аэрокобра» и бомбардировщик «Дуглас» А-20 «Хэвок»; в меньших количествах были также поставлены истребители «Кертис» Р-40 «Киттихок» и «Супермарин Спитфайр V».

Наиболее тяжелые бои произошли в апреле и мае; в этот период впервые сравнялись по своим характеристикам самолеты, применявшиеся каждой из сторон, т.е. сократилось качественное отставание ВВС. Здесь особенно отличились такие выдающиеся советские летчики, как капитан Александр Покрышкин, братья Борис и Дмитрий Глинка и Григорий Речкалов (все они летали на американских самолетах) и многие другие.

Через несколько недель после битвы за Кубань разразилось очередное крупное сражение, которому было суждено оказать решающее влияние на дальнейший ход войны на Восточном фронте. Это была знаменитая Курская битва, которая началась 5 июля 1943 г. крупной атакой немецких бронетанковых сил, перед которыми была поставлена задача — уничтожить мощный советский выступ в южной части линии фронта, вокруг города Курск. Получив предупреждение о намерениях немцев, наступление которых задерживалось из-за ожидания новейших танков «пантера», советские войска успели подготовиться и создали глубоко эшелонированную оборону.

Битва началась при непрерывных воздушных атаках с обеих сторон и вскоре превратилась в крупнейшее танковое сражение войны. Противоборствующие стороны стремились использовать авиацию для поражения танков, и поэтому в небе происходили продолжительные и ожесточенные бои. В них со стороны советских ВВС участвовали 2-я, 16-я и 17-я ВА; здесь впервые в большом количестве появились новые самолеты Ла-5 и Як-9 для поддержки устаревших самолетов Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3; становилось также все больше самолетов Р-39.

Именно здесь одержал первые победы самый выдающийся летчик-истребитель союзнической авиации И.Н. Кожедуб, однако больше всего отличились в этих боях капитан А.В. Ворожейкин (19 побед) и С.К. Колесниченко (16). По восемь побед одержали будущие дважды Герои Советского Союза (ГСС) А.Ю. Боровых и К.А. Евстигнеев; в боях также принимал участие А.П. Маресьев, лишившийся обеих ног.

После окончания Курской битвы крупнейшее авиационное сражение между ВВС СССР и люфтваффе завершилось. После 1943 г. две противоборствующие воздушные силы уже не сойдутся в таком жестоком столкновении Второй мировой войны. Это в немалой степени было связано и с тем, что некоторые подразделения люфтваффе были переброшены в Италию, где 10 июля в Сицилии высадились англо-американские войска, что произошло в самый разгар Курской битвы; но главным образом авиацию перебрасывали на родину, чтобы противодействовать дневным налетам 8-й и 15-й воздушных армий США, которые становились все более мощными и частыми.

Советские воздушные силы быстро крепли, и Красная армия ощутила все более высокий уровень поддержки и возрастание эффективности авиации во время ее последующих действий в конце 1943 г. и в течение первой половины 1944 г. В это время была наконец снята блокада Ленинграда, освобождены Крым и прибрежные территории Черного и Азовского морей, благодаря чему удалось форсировать реки Днепр и Днестр и начать неуклонное вытеснение противника из Украины, Молдавии, Белоруссии и Прибалтики.

Ранней весной 1944 г. советские войска во многих районах уже приблизились к государственной границе и начали продвижение на территорию Румынии, Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Именно в это время произошло вторжение союзников в Нормандию, и открылся Второй фронт, что потребовало переброски в данный район дополнительных соединений люфтваффе. Через несколько дней мощное наступление в центре Восточного фронта привело к полному краху группы армий «Центр», лишившейся авиационной поддержки, после чего началось наступление по всему фронту.

Благодаря успеху боевых действий в августе 1944 г. было заключено перемирие с Румынией, а через месяц — и с Финляндией. Однако отметим, что, несмотря на непрерывные наступательные действия сухопутных и воздушных сил против Финляндии летом этого года, особых достижений в воздушных боях с малочисленной, но эффективной финской авиацией добиться не удалось.
После оккупации Румынии и освобождения прибалтийских республик советские войска перешли на территорию Восточной Пруссии на севере, а также Западной Венгрии, Австрии и Чехословакии на юге. Здесь была также оккупирована Болгария, и советские войска установили контакты с партизанами, воевавшими на севере Югославии. В центре же они продвигались через Польшу в направлении сердца самого Третьего рейха.

В последние месяцы войны люфтваффе переоборудовало свои бомбардировочные соединения, заменив устаревшие и уязвимые пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ju 87 на более мощные истребители-бомбардировщики «Фокке-Вульф» FW 190. По мере того как советские войска продвигались по территории Германии на Берлин, многие немецкие истребительные подразделения с запада и противовоздушной обороны были вновь переброшены на восток. Оказавшись практически бессильным перед лицом авиации США и Великобритании, Гитлер решил, что перебрасываемые подразделения смогут оказать более эффективное влияние на ход событий на этом фронте.

Однако к этому времени ВВС Советского Союза уже были мощными, опытными и хорошо вооружены. Истребительные соединения были оснащены главным образом новейшими типами самолетов (Ла-5ФН, Як-9 и Р-39); кроме того, во все больших количествах поступали превосходные самолеты Як-3 и Ла-7, которые были способны принять вызов немцев.

В заключительной битве за Берлин наступление сухопутных войск поддерживали 2-я, 4-я и 16-я ВА (ими командовали соответственно генерал-лейтенант С.А. Красовский, генерал-полковники К.А. Вершинин и С.И. Руденко), а также бомбардировщики дальнего действия из 18-й ВА маршала А. Голованова. Бои авиации СССР с люфтваффе были ожесточенными, в ряде случаев немцы применили даже реактивные самолеты Мессершмитт Me 262, и, несмотря на победоносный в целом итог, ВВС СССР за три недели наступления на немецкую столицу потеряли 917 самолетов.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!