Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Луччини Франко (Franco Lucchini)


Страна: Италия
Даты жизни: 24 декабря 1914г. – 5 июля 1943г.
Звание: капитано
Авиачасть: 19° Squadr. XXIIF Gr, Squadr. 10° Gr. 4° Stormo СТ., 90° Squadr.
Боевые вылеты: 294 
Воздушные победы: 21
Награды: Бронзовая и пять Серебряных медалей за военную доблесть, три Военных Креста, немецкий Железный Крест 2-го класса, Золотая медаль за военную доблесть (посмертно)

 

Франко Луччини- итальянский ас Второй мировой войныФранко Луччини родился 24 декабря 1914 г. в Риме. В 1935 г. он вступил в Реджиа Аэронаутику и, окончив авиашколу в г. Фоджа, в июле 1936 г. получил лицензию военного летчика.

 В июле 1937 г. Луччини под псевдонимом «Лунильяно» («Lunigliano») прибыл в Испанию. Летая в составе 19° Squadr. XXIIF Gr., он одержал одну личную победу и еще две в группе. 12 октября Луччини вместе с Тассинари (Tassinari) и Альфонсо Маттелем сбил И-15, 7 января 1938 г. в паре с другим пилотом — P-Z, а 21 февраля в районе Теруэля он одержал личную победу, сбив И-15.

В Испании Луччини совершил 122 боевых  вылета и был награжден Серебряной медалью за военную доблесть. Его дважды сбивали и, выпрыгнув на парашюте, он в обоих случаях опускался на территорию, контролируемую республиканцами. Первый раз — в марте 1938 г. — Луччини избежал плена, но во второй раз — 22 июля того же года — ему это не удалось, и следующие шесть месяцев он провел в тюрьме в Валенсии. В начале 1939 г., когда победа франкистов уже мало у кого вызывала сомнения, итальянский летчик был освобожден и вернулся в Италию.

Первоначально он служил в  Squadr. 10° Gr. 4° Stormo СТ., а затем в апреле 1940 г. был переведен в 90° Squadr. капитано Маджини (Maggini), входившую в состав той же группы. Когда 10 июня того же года Италия объявила войну Великобритании и Франции, 10° Gr. находилась на полевом аэродроме Т 2 около Тобрука.

По некоторым данным, он одержал в Испании пять побед.

Уже 14 июня 1940 г. пилоты 90° Squadr. открыли свой боевой счет во Второй мировой войне, сбив в районе местечка Буг-Буг, расположенного на Средиземноморском побережье, в 43 км восточнее Эс-Саллума, английский «Гладиатор». Эту победу разделили между собой сразу четыре итальянских летчика: капитано Маджини, тененте Луччини, серженте Кеолетта, а также тененте Джованни Джуидуччи, который был близким другом Луччини еще со времени гражданской войны в Испании. Надо отметить, что, согласно английским данным, в тот день RAF не понесли никаких потерь.

На рассвете 21 июня итальянские истребители перехватили летающую лодку «Сандерленд» из 230 Sqdn. RAF, совершавшую разведывательный полет в районе Тобрука. Сначала ее атаковала пара «Фиатов» из 2° Stormo, которые пилотировали тененте Раниери Пикколомини и Джорджио Савойя, затем тененте Роберто Степпи из 84° Squadr. 10° Gr. и в заключение тененте Луччини. Если атаки первых трех пилотов не принесли результата, то огонь Луччини был точен. Ему удалось поразить оба двигателя «Сандерленда», и за летающей лодкой потянулись два дымных шлейфа. На «Фиате» оставалось мало топлива, и Франко Луччини повернул обратно, прекратив дальнейшие атаки.

Через некоторое время стало известно, что «Сандерленд» совершил вынужденную посадку в гавани порта Бардия, в 120 км восточнее Тобрука, и Луччини была засчитана первая личная победа. Когда итальянские моряки поднялись на борт летающей лодки, они обнаружили только одного раненого пилота — все остальные члены экипажа были убиты в ходе атак Луччини.

24 июля тененте Луччини сбил «Гладиатор», 28 июля вместе с еще двумя пилотами — два «Бленхейма», а 4 августа в 30 км юго-западнее Эс-Саллума — еще один «Гладиатор». Последняя победа была примечательна тем, что этот истребитель, вероятно, принадлежал флайт-лейтенанту Мармадюку Петтлу, ставшему затем лучшим английским асом периода Второй мировой войны. В тот день он в районе Эс-Саллума одержал свои первые две победы, но при этом сам был сбит CR.42. Выпрыгнув на парашюте, Петтл смог затем выйти в расположение английских войск.

До конца 1940 г. Франко Луччини совершил в Северной Африке 94 боевых вылета и участвовал в тринадцати воздушных боях. На его счету были три личных победы и пятнадцать побед, одержанных совместно с другими пилотами. За свои действия итальянский ас был награжден Серебряной и двумя Бронзовыми медалями за военную доблесть.

В начале 1941 г. 10° Gr. покинула Ливию и перебазировалась на аэродром Гориция, расположенный около итальянско-югославской границы. Там она была перевооружена истребителями С.200 и в апреле участвовала во вторжении в Югославию. Затем 16 июня группа прибыла на аэродром Комизо, в южной части Сицилии, чтобы уже участвовать в налетах на Мальту.

11 июля С.200 из 10° Gr. вместе с истребителями 54° Stormo СТ. атаковали аэродром Хал Фар. Согласно итальянским данным, были уничтожены пять «Веллингтонов» и повреждены три «Бленхейма». После боя с «Харрикейнами» из 185 Sqdn. RAF пилоты 10° Gr. заявили о четырех сбитых истребителях, в т. ч. на счет тененте Луччини была записана одна личная победа и одна победа в группе. Однако фактически в этом бою англичане не понесли потерь, впрочем, как и итальянцы, у которых пять С.200 вернулись с различными повреждениями.

Утром 17 июля итальянское командование направило к Мальте самолет-разведчик Cant Z.1007, для прикрытия которого были выделены сорок девять С.200 из 7°, 10° и 16° Gr. Во время полета к острову истребители 16° Gr. сначала отделились от основной группы, а затем и вовсе повернули обратно на Сицилию. Когда итальянские самолеты приблизились к Мальте, то им навстречу поднялись девятнадцать «Харрикейнов»: восемь из 249 Sqdn. RAF и одиннадцать из 185 Sqdn. RAF.

В ходе боя 10° Gr. потеряла два истребителя, сбив при этом четыре «Харрикейна». Две победы одержал серженте-маджиоре Элио Миотто (Elio Miotto) из 91° Squadr. и по одной — командир группы тененте-колонелло Ромагноли и тененте Луччини. Кроме того, еще две вероятные победы были отнесены на счет марешиалло Леонардо Феррулли и серженте Луиджи Контарини (Luigi Contarini). В то же время, согласно английским данным, в том бою был потерян лишь «Харрикейн» Z2818 22-летнего сержанта Мауриса Гуэста (Maurice Guest) из 249 Sqdn. RAF.

В течение сентября Луччини совершил 37 боевых вылетов над Мальтой, в т. ч. он выполнил несколько разведывательных полетов на С.200, на котором была установлена фотокамера. На счет итальянского аса были записаны две личных победы и четырнадцать побед в группе, и он был награжден третьей Серебряной медалью за военную доблесть.

27 сентября 1941 г. 10° Gr. потеряла сразу десять С.200, при этом без всякого участия противника. В тот день эта десятка получила приказ прикрыть группу боевых кораблей Реджиа Марина, находившихся в Тирренском море. В ходе вылета итальянские пилоты попали в область плохой погоды и потеряли ориентировку. Еще раз сказался главный недостаток в летной подготовке всех без исключения летчиков-истребителей Реджиа Аэронаутики — отсутствие каких-либо навыков слепых полетов по приборам. Когда на С.200 закончилось горючее, они находились в районе небольшого о. Устика (Ustica), расположенного в Тирренском море, в 60 км севернее побережья Сицилии, и им ничего другого не оставалось, как садиться на воду. В результате два пилота погибли и двое были ранены. Среди последних был и тененте Луччини, который получил серьезные ранения руки и лица и затем был вынужден провести в госпитале достаточно долгое время.

В конце ноября 1941 г. 10° Gr. была отозвана на аэродром Гориция, где получила истребители С.202. К этому времени Луччини полностью восстановил летную форму и быстро освоил новый самолет. Ему было присвоено звание капитано, и 1 декабря он был назначен командиром 84° Squadr. 2 апреля 1942 г. 10° Gr. вернулась на Сицилию, и ее главной задачей стало сопровождение бомбардировщиков, совершавших налеты на Мальту.

 9  мая над островом появились пять бомбардировщиков Cant Z.1007bis из 210° Squadr. ВТ., которых прикрывали шестнадцать С.202: восемь из 9° Gr. и столько же из 10° Gr. Им наперехват поднялись одиннадцать «Спитфайров» из 126 Sqdn. RAF во главе со сквадрон-лидером Бартоном (A. R. Н. Barton). Как это уже не раз бывало, противоборствующие стороны значительно переоценили свои успехи в этом бою. Согласно итальянским данным, капитано Луччини, серженте Амброджио Рускони (Ambrogio Rusconi) из 91° Squadr. и серженте Терезио Мартиноли из 73° Squadr. сбили по одному «Спитфайру», а командир 9° Gr. маджиоре Антонио Ларсимонт Пергамени повредил еще один. Со своей стороны, пилоты «Спитфайров» заявили, что были сбиты четыре самолета: три Cant Z. 1007bis и один С.202, и еще четыре получили повреждения. Фактические же потери далеки от этих цифр: у итальянцев было повреждено лишь по одному бомбардировщику и истребителю, а у англичан — вообще ни одного!

В09.15 15MaflTpHSM.84bisro4°Gr. ВТ. под прикрытием тридцати С.202 из 4° Stormo СТ. совершили налет на форт Кембелл, расположенный на берегу бухты Сан-Пауль. Вскоре после того, как «Савойи» сбросили бомбы, их атаковали двенадцать «Спитфайров» из 249 и 603 Sqdn. RAF. Англичанам удалось повредить два бомбардировщика и сбить С.202 ММ7813, пилот которого — командир 91° Squadr. 10° Gr. капитано Альберто Ардженто (Alberto Argento) — погиб. Итальянским пилотам были засчитаны два сбитых «Спитфайра», в т. ч. один из них капитано Луччини, однако, как и в предыдущем случае, все английские истребители благополучно вернулись на свой аэродром.

19 мая пилоты 4° Stormo СТ. совершили свой последний вылет над Мальтой и затем вернулись в Италию. После того как С.202 были оснащены специальными песчаными фильтрами, они 26 мая перелетели в Ливию, чтобы участвовать в наступлении немецкой танковой армии «Африка» генерала Роммеля и 1-й итальянской армии.

 В ходе боев в Северной Африке капитано Луччини с 4 июня по 20 октября записал на свой счет девять истребителей: шесть Р-40, два «Спитфайра» и один «Харрикейн», а также бомбардировщик «Бостон». Он был награжден четвертой Серебряной медалью за военную доблесть и немецким Железным Крестом 2-го класса.

Кроме того, на его счету были еще шесть побед, одержанных в группе. 12 июня в бою над г. Акрома (Acroma), приблизительно в 30 км юго-западнее Тобрука, Луччини вместе с серженте-маджиоре Марио Веронези и Буттацци (Buttazzi) сбил «Спитфайр». 16 июля в районе Эль-Аламейна он вместе с тененте Луиджи Джианеллой (Luigi Gianella), Паоло Берти (Paolo Berti) и Бенедикта (Benedecti) отправил на землю Р-40. В тот же день был сбит и его С.200, но сам Луччини при этом не пострадал. 18 июля после очередного боя над Эль-Аламейном он разделил один сбитый Р-40 с серженте-маджиоре Буттацци. 23 октября капитано Луччини и тененте Франческо Де Сета (Francesco De Seta) совместными усилиями в районе аэродрома Фука, в 60 км восточнее г. Мерса-Матрух, сбили еще один Р-40.

23 октября 1942 г. британские войска начали наступление в районе Эль-Аламейна. На следующий день истребители 10° Gr. поднялись с аэродрома Фука, чтобы перехватить большую группу самолетов, атаковавшую позиции немецких и итальянских войск. Луччини вместе с тененте Де Сета и Берти смог сбить «Киттихаук» и В-25, но затем был подбит и его С.202 ММ7919 «84-12». Луччини получил тяжелое ранение, но все же смог совершить вынужденную посадку и в критическом состоянии был отправлен на госпитальном судне в Италию.

 В свою эскадрилью Луччини вернулся лишь весной 1943 г., когда она уже базировалась на Сицилии. В июне он был назначен командиром уже всей 10° Gr., размещенной на полевых аэродромах в районе Катании, а 84° Squadr. вместо него возглавил Луиджи Джианелла, которому было присвоено звание капитана.

Утром 5 июля 1943 г. двадцать семь C.205V и С.202 из 4° Stormo СТ. атаковали В-17 из 99BG, которые под прикрытием «Спитфайров» и Р-38 направлялись к аэродрому Гербини. Сбив «Спитфайр», капитано Луччини одержал свою двадцать первую и, как оказалось, последнюю победу. Через несколько мгновений его С.202 попал под сконцентрированный огонь бортстрелков «Летающих Крепостей». По свидетельству тененте Джорджио Бертоласо (Giorgio Bertolaso), бывшего ведомым капитано Луччини, его С.202, мгновенно потеряв управление, начал падать вниз. Спустя два дня, когда были найдены обломки истребителя, обнаружили, что тело Луччини находится в кабине. Вероятно, он был сразу же убит или тяжело ранен и, потеряв сознание, уже не смог выпрыгнуть на парашюте.

   Амлето Монтерумчи (Amleto Monterumci), который во многих боевых вылетах летал в качестве ведомого Луччини, вспоминал о нем: «Он всегда был готов вести бой и смело атаковал противника при каждой возможности. Как и большое число летчиков-истребителей, он обладал чрезвычайно хорошим зрением, которое позволяло вовремя обнаружить противника и упредить его атаку. Хотя на земле он был спокойным, серьезным и иногда даже робким, в воздухе он преображался в агрессивного и устрашающего истребителя».

В ходе Второй мировой войны Луччини совершил 294 боевых вылета, участвовал в 90 воздушных боях и одержал 21 личную победу. Он был награжден одной Бронзовой и пятью Серебряными медалями за военную доблесть, тремя Военными Крестами (Сгосе di Guerra al Valor Militare) и немецким Железным Крестом 2-го класса. Луччини дважды — 5 сентября 1942 г. и 6 июля 1943 г. — упоминался в Военном бюллетене (Bollettino di Guerra)', что свидетельствовало о его храбрости, проявленной в боях. Посмертно капитано Франко Луччини был награжден Золотой медалью за военную доблесть.

Хроника личных побед Франко Луччини, записанных на его счет в ходе Второй мировой войны

  Дата         Район        Тип самолета


21.06.1940 г. Бардия «Сандерленд»
24.07.1940 г. Эс-Саллум «Гладиатор»
04.08.1940 г. 30 км юго-западнее Эс-Саллума «Гладиатор»
27.06.1941 г. о. Мальта «Харрикейн»
11.07.1941 г. Хал Фар, о. Мальта «Харрикейн»
17.07.1941 г. мыс Пассеро, о. Сицилия «Харрикейн»
04.09.1941 г. Валетта, о. Мальта «Харрикейн»
04.09.1941 г. мыс Пассеро, о. Сицилия «Харрикейн»
09.05.1942 г. Хал Фар, о. Мальта «Спитфайр»
19.05.1942 г. бухта Сан-Пауль, о. Мальта «Спитфайр»
04.06.1942 г. Бир-Хахейм Р-40
17.06.1942 г. Сиди-Резегх Р-40
04.07.1942 г. Эль-Аламейн Р-40
10.07.1942 г. Эль-Аламейн Р-40
05.08.1942 г. Эль-Хамма (El Hamma)  Р-40
31.08.1942 г. Дейн-эль-Хима (Dein El Hima)  «Спитфайр»
02.09.1942 г. Бир-Мсейликх (Bir Mseilikh) «Бостон»
02.09.1942 г. Бир-Мсейликх «Спитфайр»
03.09.1942 г. Эль-Аламейн   «Харрикейн»
20.10.1942 г. Кутейфийя (Quteifiya)  Р-40
05.07.1943 г. Гербини  "Спитфайр "                                                                  

                                                                        Картинка                                            

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом итальянском летчике Второй мировой войны  Луччини Франко (Franco Lucchini):

 • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны. Союзники Люфтваффе: Италия - М.:АСТ, 2003 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!