Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Мартиноли Терезио Витторио (Teresio Vittorio Martinoli)


Страна: Италия
Даты жизни: 26 марта 1917 г. - 25 августа 1944 г.
Звание: Серженте-маджиоре
Авиачасть:
Боевые вылеты: 276
Воздушные победы: 23
Награды: Железный Крест 1-го класса (das Eiserne Kreuz 2 Klasse), Серебряная медаль за военную доблесть (2), Золотая медаль за военную доблесть (посмертно).

 

Терезио МартинолиТерезио Мартиноли стал самым результативным итальянским летчиком-истребителем за весь период Второй мировой войны.

Будущий итальянский ас Терезио Мартиноли родился 26 марта 1917 г. в г. Новара, что в 44 км западнее Милана. Он с раннего детства мечтал стать летчиком и в 1937 г. получил лицензию пилота планера, а уже на следующий год — лицензию пилота самолета.

Поступив на службу в Реджиа Аэронаутика, Мартиноли прошел курс подготовки в качестве летчика-истребителя в авиашколе на аэродроме Геди, в 57 км западнее Вероны. После этого он в звании серженте был направлен в 366° Squadr. 151° Gr. 53° Stormo СТ. Незадолго до вступления Италии во Вторую мировую войну Мартиноли перевели в 384° Squadr. 157° Gr., которая была оснащена истребителями Фиат CR.42 и базировалась на аэродроме Трапани на Сицилии.

Свою первую воздушную победу серженте Мартиноли одержал 13 июня 1940 г., сбив над Тунисом английский бомбардировщик. Надо отметить, что относительно этой победы не имеется никаких документальных подтверждений, кроме записи в летной книжке самого Мартиноли.

Вскоре он был включен в 78° Squadr. 13° Gr. 2° Stormo СТ., которая также имела на вооружении CR.42 и действовала в Ливии. 31 октября 1940 г. «Фиаты» из 78° Squadr. прикрывали бомбардировщики Савайя-Маркетти SM.79 и Мартиноли одержал свою вторую победу, сбив над г. Мерса-Матрух «Гладиатор» из 112 Sqdn. RAF.

Затем серженте Мартиноли был переведен в 84° Squadr. 10° Gr. 4° Stormo СТ. 5 января 1941 г. в районе г. Бардия, в 120 км восточнее Тобрука, Мартиноли сбил бомбардировщик Бристоль «Бленхейм». Это была третья победа итальянского летчика в ходе первого африканского «тура».

Через некоторое время 10° Gr. была отозвана в Италию и направлена на аэродром Гориция для перевооружения истребителями С.200. В апреле 1941 г. она участвовала во вторжении в Югославию, но Мартиноли в ходе боевых вылетов так и не смог одержать ни одной воздушной победы.

Летом летчика переводят в 73° Squadr. 9° Gr. 4° Stormo под командованием капитано Пьеро Бонфатти (Piero Bonfatti - Погиб 22.11.1941 г., когда его С.202 был сбит в бою над Мальтой. Бонифатти успел одержать шесть побед и был награжден двумя Серебряными и одной Бронзовой медалями за военную доблесть), в которой и прослужил до самого выхода Италии из Второй мировой войны.

В конце сентября 1941 г. группа, которая к этому моменту получила новые С.202, была направлена на аэродром Комизо (Сицилия).

4 октября шесть С.202 из 9° Gr. над Мальтой встретились с восемью «Харрикейнами» из 185 Sqdn. RAF и в ходе завязавшегося боя Мартиноли сбил четвертый самолет. Возможно, что его жертвой стал «Харрикейн» Z2518, который упал в море в районе Бенгхайса-Пойнт (Benghaisa Point). Пилот самолета — 19-летний пайлот-офицер Питер Вейтч (Peter J. В. Veitch) погиб.

19 октября пять «Харрикейн» Mk.IIB, вооруженных двумя 250-фунтовыми бомбами каждый, совершили налет на аэродром Комизо. На обратном пути на Мальту сопровождавшие их «Харрикейны» из 126 Sqdn. RAF были атакованы пятеркой С.202 из 9°Gr. По информации итальянских источников, серженте Мартиноли сбил два истребителя, а еще два получили повреждения в результате атак тененте Феличе Буссолина (Felice Bussolin) и серженте-маджиоре Росси (Rossi).

Во второй половине дня 22 октября над аэродромом Лука, в юго-восточной части Мальты, появились четырнадцать С.202 из 9° Gr. Пока шесть самолетов из 73° Squadr. штурмовали аэродром, остальные прикрывали их сверху. Вскоре итальянские пилоты заметили над бухтой Сан-Паул (St.Paul) девять «Харрикейнов» из 249 Sqdn. RAF, которые в тот момент набирали высоту, и сразу спикировали на них.

Согласно итальянским данным, в ходе боя повреждения получил один С.202, но при этом были сбиты семь английских истребителей. По две победы одержали капитано Пьеро Бонфатти и соттотененте Альваро Кверчи1, и по одной: капитано Марио Плуда, серженте-маджиоре Мартиноли и серженте Марио Гуерчи (Mario Guerci). Еще по одной вероятной победе были засчитаны командиру 9°Gr. маджиоре Антонио Ларсимонту Пергамени и капитано Карло Ивальди (Carlo Ivaldi). На самом деле 249 Sqdn. RAF потерял всего один «Харрикейн», пилот которого — сержант Оуен (D. Owen) — успел выпрыгнуть на парашюте. Истребитель пайлот-офицера Мэтью (R. Н. Matthew) получил серьезные повреждения, но все же смог совершить посадку на своем аэродроме.

1 ноября шесть «Бленхеймов»: три из 18 Sqdn. RAF и три из 107 Sqdn. RAF, атаковали итальянский конвой, направлявшийся в Северную Африку. Бомбардировщики были перехвачены двенадцатью С.202 из 9° Gr. во главе с тененте-колонелло Марко Минио Паулелло (Marco Minio Paulello), временно исполнявшим обязанности командира 4° Stormo СТ. По итальянским данным, были сбиты два «Бленхейма», которые были записаны на счет серженте Мартиноли и серженте Марио Гуерчи, но фактически повреждения получил лишь «Бленхейм» сержанта Левена (Н. R. Leven). В то же время бортстрелками бомбардировщиков был сбит один С.202, пилот которого — тененте Феличе Буссолин — погиб.

После короткого зимнего затишья Реджиа Аэронаутика и Люфтваффе весной 1942 г. начали очередное воздушное наступление на Мальту. К этому времени на остров прибыли «Спитфайры» и истребители 9°Gr. практически ежедневно вели с ними ожесточенные бои, прикрывая итальянские бомбардировщики.

Днем 4 мая пять Z.1007bis из 211°Squadr. В.Т., которых сопровождали пять С.202 из 9°Gr. и десять немецких Bf-109, совершили налет на гавань Валетты. После возвращения Мартиноли и сотто-тененте Альваро Кверчи сообщили, что сбили два из трех «Спитфайров», пытавшихся атаковать бомбардировщики. В действительности же из четырех истребителей 601 Sqdn. RAF, поднявшихся на перехват бомбардировщиков, повреждения получил лишь один «Спитфайр» BR187/0 сержанта Макконелла (J. N. McConnell).

После того как на самолете был пробит радиатор, Макконелл совершил вынужденную посадку на аэродроме Лука.
Затем в ходе боевых вылетов 9,10и 12 мая Мартиноли сбил над Мальтой еще три «Спитфайра», при этом одна из этих побед была отнесена к разряду вероятных. Здесь надо заметить, что число побед, засчитанных итальянским пилотам после всех этих вылетов, не соответствует фактическим потерям RAF. Так, 9 и 10 мая итальянцы заявили соответственно о трех и шести сбитых «Спитфайрах», в то время как все английские самолеты вернулись на свои аэродромы. 12 мая, согласно итальянским данным, были сбиты пять «Спитфайров», но в действительности были потеряны только два.

В конце мая 1942 г. 4° Stormo СТ., которым уже командовал тененте-колонелло Армандо Франко, был переброшен в Ливию, чтобы поддержать новое наступление немецкой танковой армии «Африка» генерала Роммеля и 1-й итальянской армии.

Между 29 мая и 9 октября на счет Мартиноли были записаны восемь сбитых самолетов: шесть Р-40 и два «Спитфайра». Командир 73° Squadr. тененте Джулио Рейнер вспоминал о нем: «Будучи осторожным летчиком-истребителем, он обладал исключительным зрением, делавшим его неизменно отличным стрелком. Иногда казалось, что Мартиноли имеет какое-то шестое чувство, обнаруживая присутствие противника в небе задолго до любого из нас».

23 октября британские войска начали контрнаступление в районе Эль-Аламейна, и в тот же день Мартиноли сбил над местечком Эль-Даба еще один одномоторный самолет. Он ошибочно идентифицировал его, как Р-39, но, вероятно, это был «Киттихаук» из 260 Sqdn. RAF. Как затем оказалось, это была последняя победа, одержанная итальянским асом Мартиноли в Северной Африке.

В январе 1943 г. после того, как немецко-итальянские войска оставили Триполи, 9°Gr. вернулась в Италию. Весной она была перевооружена истребителями C.205V и в июне направлена на Сицилию.

4 июля Мартиноли в паре с другим пилотом сбил над Сицилией американский истребитель Р-38. Около 09.00 10 июля с аэродрома Финоччиара (Finocchiara) поднялись семь С.202 из 73° Squadr. во главе с тененте Витторио Скуарчиа (Vittorio Squarcia). Вскоре после взлета итальянцы южнее г. Сиракузы встретились с группой из сорока «Спитфайров» из 93 Sqdn. RAF и 40 Sqdn. SAAF. До того как к бою присоединились и остальные истребители 4°Stormo СТ., тененте Скуарчиа, соттотененте Арнальдо Даль Молин (Arnaldo Dal Molin) и серженте-маджиоре Мартиноли совместными усилиями смогли сбить два «Спитфайра».

Согласно итальянским данным, были сбиты четыре «Спитфайра», но при этом повреждения получили три С.202. Фактически в ходе боя был потерян лишь один «Спитфайр» ЕР690 капитана Ле Руа (G. С. Le Roux) из 40 Sqdn. SAAF, который упал в море восточнее Сиракуз. Его ведомый — лейтенант Уэбб (Е. С. Webb)— еще некоторое время кружил над этим местом, надеясь обнаружить спасательную шлюпку. На обратном пути на Мальту на его «Спитфайре» ЕР706 закончилось горючее и Уэббу пришлось выпрыгнуть на парашюте. Спустя двадцать минут он был подобран подошедшим английским эсминцем.

В начале июля (точная дата неизвестна) пилоты 9°Gr., среди которых был и Мартиноли, летавший уже на C.205V, совместными усилиями сбили над Южной Италией бомбардировщик В-17. После тяжелых потерь, понесенных в ходе боев над Сицилией и налетов союзной авиации, 9° Gr. в середине июля перебазировалась на аэродром Кротоне, расположенный в Калабрии на побережье Ионического моря.

15 августа десять C.205V из 4° Stormo СТ. во главе с капитано Эмануэле Аннони вылетели на патрулирование над Мессинским проливом, разделяющим Сицилию и Италию. Через некоторое время итальянские пилоты встретили и атаковали смешанную группу, в которую, по их докладам, входили «Спитфайры», Р-38 и два «Блюфайтера». Тененте Скуарчиа, соттотененте Даль Молин, серженте-маджиоре Мартиноли и серженте Альфредо Бомбардини (Alfredo Bombardini) сбили по одному «Спитфайру». Пятую победу разделили между собой капитано Аннони и соттотененте Фердинандо Кима (Ferdinando Cima). Шестая победа была на счету соттотененте Пьеро Гоббато (Piero Gobbato), чей C.205V в ходе боя также был подбит и совершил вынужденную посадку в районе Сан-Фердинандо (San Ferdinando).
В конце августа истребители 4°Stormo СТ. из-за непрекращавшихся налетов союзной авиации оставили Кротоне и перелетели на аэродром Джоя, в 35 км южнее Бари. 3 сентября серженте-маджиоре Мартиноли одержал свою последнюю победу в составе Реджиа Аэронаутика, сбив над Южной Италией еще один «Спитфайр».

8 сентября 1943 г. глава правительства Италии маршал Бадольо на встрече с командующим союзными войсками генералом Эйзенхауэром подписал документы о безоговорочной капитуляции Италии и взаимном прекращении огня. К этому моменту на счету Мартиноли были двадцать две победы и он был награжден двумя Серебряными медалями за военную доблесть и немецким Железным Крестом 2-го класса, однако на этом его боевая карьера в качестве летчика-истребителя не закончилась.

13 октября Италия снова вступила во Вторую мировую войну, но теперь уже на стороне союзников. На основе подразделений бывшей Реджиа Аэронаутика, которые на момент подписания перемирия находились в Южной и частично в Центральной Италии, правительство маршала Бадольо решило создать Aeronautica Со-Belligerante, что можно перевести как «военно-воздушные силы, воюющие совместно с союзниками».
Большинство пилотов 4°Stormo СТ., среди которых был и Мартиноли, вступили во вновь формируемые группы. Они столкнулись с точно такими же проблемами, что и летчики Республиканских военно-воздушных сил, созданных в Ломбардии правительством Итальянской Социалистической Республики во главе с Муссолини. Главной из них была острая нехватка самолетов и запчастей к ним. Большинство итальянских авиазаводов располагались в промышленных районах Северной Италии, оккупированных немецкими войсками, а немногие предприятия, связанные с авиацией и находившиеся в южных районах Италии, союзники реквизировали для собственных нужд. Так, например, завод фирмы «Альфа-Ромео» был приспособлен под ремонт английских армейских грузовиков. Кроме того, основные аэродромы на юге и в центре Италии были заняты авиацией союзников.

В результате пилоты и механики Aeronautica Co-Belligerante были вынуждены объезжать аэродромы, ранее использовавшиеся подразделениями Реджиа Аэронаутики, в т. ч. и в Северной Африке, снимая двигатели и необходимые узлы и агрегаты с брошенных и сбитых самолетов. Это позволило на достаточном количестве истребителей С.202 заменить двигатели «Даймлер-Бенц» DB601 на DB605 и тем самым модернизировать их в С.205V и привести в пригодное для полетов состояние.

На основе личного состава 4°, 5° и 51 °Stormo СТ. бывшей Реджиа Аэронаутика на аэродроме Лечче, в 37 км юго-восточнее Бриндизи, была сформирована истребительная группировка (Raggrappamento Caccia) Aeronautica Co-Belligerante во главе с тененте-колонелло Дуилио Серджио Фанали. Командование союзной авиации поступило достаточно мудро, запретив итальянским пилотам участвовать в боевых вылетах над территорией Италии, чтобы исключить возможность их встречи в воздухе со своими соотечественниками из Республиканских военно-воздушных сил. Поэтому основным районом действий Raggruppamento Caccia стали Балканы.

В течение 1943 — 44 гг. пилоты Raggruppamento Caccia совершили более пятисот боевых вылетов. Две трети из них были в поддержку югославских партизанских бригад, объединившихся в Народно-освободительную армию Югославии во главе с Иосипом Броз Тито, а остальные — в поддержку итальянских войск, которые на момент подписания перемирия оставались на Балканах и теперь находились в окружении частей вермахта. Истребители C.205V сопровождали транспортные самолеты, а также наносили штурмовые удары по немецким позициям, нередко действуя при этом на пределе своей дальности полета. 1 ноября в ходе одного из таких вылетов Мартиноли сбил в районе г. Подгорица (Podgorica) немецкий транспортный Ju-52/Зт, одержав свою двадцать третью победу, а затем провел бой с двумя сопровождавшими его Bf-109G.

После того как весной 1944 г. «резервы» необходимых запчастей на аэродромах Реджиа Аэронаутика подошли к концу и новые поиски не приносили никакого результата, боеспособность частей Aeronautica Co-Belligerante стала резко падать. В результате летом шесть авиагрупп, имевшихся к этому времени в их составе, были оснащены истребителями Р-39, «Спитфайр» Мк. V и двухмоторными бомбардировщиками Мартин «Балтимор», полученными от союзников.
25 августа 1944 г. во время одного из тренировочных вылетов разбился Р-39 из Raggruppamento Caccia и пилотировавший его серженте-маджиоре Мартиноли погиб. Всего он совершил 276 боевых вылетов и, одержав в общей сложности 23 победы, стал лучшим итальянским асом периода Второй мировой войны. Правительство Италии посмертно наградило Терезио Мартиноли Золотой медалью за военную доблесть.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом итальянском летчике Второй мировой войны Терезио Витторио Мартиноли (Teresio Vittorio Martinoli):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны. Союзники Люфтваффе: Италия - М.:АСТ, 2003 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!