Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Шпёте Вольфганг (Wolfgang Spate)


Страна: Германия
Даты жизни: 08.09.1911 г. - 30.04.1997 г.
Звание: майор (Major)
Авиачасть: JG54, JG400, JG7 Люфтваффе
Воздушные победы: 99
Награды: Рыцарский Крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit Eichenlaub), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold).

Шпёте Вольфганг - ас Люфтваффе

Родился 08.09.1911 г. в г. Дрезден. Уже в юности Вольфганг Шпёте получил сертификат пилота планера и стал известным, участвуя в различных соревнованиях по планеризму. 

Начало Второй мировой войны немецкий летчик встретил в звании лейтенанта в составе 2./JG76 (с 04.07.1940 г. - 5./JG54). Первую победу он одержал 07.04.1941 г., сбив югославский «Бленхейм». 

Затем с 22 июня обер-лейтенант Шпёте участвовал в боях на Восточном фронте. Уже следующим утром он добился успеха, сбив в одном вылете два СБ-2. Однако затем 25 июня уже его Bf-109F-2 W.Nr.8207 получил попадание в радиатор и совершил вынужденную посадку «на живот». Днем 27 июня на счету Шпёте были еще два СБ-2, а в трех вылетах 30 июня — три ДБ-3. Утром 6 июля он достиг рубежа в десять побед, сбив И-16. Затем к 10 сентября он сбил 11 «МиГов», четыре ДБ-3, три И-16 и два И-153, увеличив свой счет до 30-ти побед. 

Тогда же в сентябре Шпёте был назначен командиром 5./JG54. Вечером 1 октября его жертвами стала пара «МиГов», а на следующий день в двух вылетах — еще четыре таких истребителя. Число его побед достигло 44-х, и 5 октября его наградили Рыцарским Крестом. До 11 октября он сбил еще два Як-1 и два «МиГа» и потом 9 декабря получил Германский Крест в Золоте. Утром 07.02.1942 г. Шпёте одержал 50-ю победу, сбив Пе-2, а 16 марта, сбив в трех вылетах три Р-5 и два «МиГа», преодолел рубеж в 60 побед. Его счет продолжал быстро расти. Так, днем 26 марта он в одном вылете сбил МиГ-3 и «Томагавк», в двух вылетах 1 апреля — «МиГ», Як-1 и Ил-2, в двух вылетах 5 апреля — еще три «МиГа» и два Як-1, а утром 16 апреля в двух вылетах — два Пе-2 и ЛаГГ-3. На следующий день Шпёте одержал 79-ю победу, сбив Як-1, и 23 апреля был награжден Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями (Nr.90). 

Впоследствии он служил в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине и в марте 1943 г. в звании гауптмана возглавил ErpKdo 16, занимавшееся испытаниями ракетного Ме-163. 14.05.1944 г. майор Шпёте выполнил первый боевой вылет на Me-163В V41 W.Nr.310050 «PK+QL», который, правда, завершился безрезультатно. 

В том же месяце его назначили командиром IV./JG54. Вернувшись на Восточный фронт, немецкий ас вечером 28 июня одержал 80-ю победу, сбив Ла-5. Затем в течение 8 июля — 4 августа на счету Шпёте были еще девять самолетов, в том числе в двух вылетах 15 июля — три Ла-5. Вечером 8 августа он достиг рубежа в 90 побед, сбив Ил-2,апотом 12 и 16 августа сбил еще пару Л а-5. В сентябре его группу перебросили на Запад, и 25 — 26 сентября он записал на счет В-25 и «Спитфайр». 16 октября Шпёте назначили командиром вновь формируемой JG400, которую планировалось вооружить Me-163. 

В марте 1945 г. эскадру распустили, и в апреле он возглавил I./JG7. Летая на Ме-262, он 17 и 19 апреля сбил по одному В-17, а затем 25 апреля юго-западнее Праги - сразу три «Летающие Крепости», после чего его счет достиг 99-ти побед.

С 1956 г. Шпёте служил в Бундеслюфтваффе ФРГ и вышел в отставку 30.09.1967 г. в звании оберст-лейтенанта. 

Он умер 30.04.1997 г. в г. Эдевехт, в 15 км западнее Ольденбурга.

                                                                            Картинка
Источники, которые были использованы при подготовке материала о немецком летчике – асе Второй мировой войны Вольфганге Шпёте (Wolfgang Spate):

 

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!