Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Бислери Бордони Франко (Franco Bordoni Bisleri)


Страна: Италия
Даты жизни: 10 января 1913 г. - 15 сентября 1975 г.
Звание: тененте
Авиачасть: 3° Stormo СТ., 95° Squadr. 18° Gr. 3° Stormo СТ
Боевые вылеты: 199
Воздушные победы: 19
Награды: Серебряная медаль за военную доблесть (3), немецкий Железный Крест 2-го класса

 

Бислери Бордони Франко - итальянский ас Второй МировойОдержав в ходе Второй мировой войны девятнадцать побед, он занимает четвертое место в списке итальянских асов вслед за Мартиноли, Луччини и Феррулли, в отличие от которых ему удалось пережить войну.

Франко Бордони Бислери родился 10 января 1913 г. в Милане. Он происходил из богатой семьи итальянских промышленников, которая в то время получила особую известность в Италии, благодаря производству ликера «Ферро-Чина Бислери» («Ferro-China Bisleri»). Уже учась в школе «Сан-Карло», которая была одной из наиболее привилегированных частных школ в Милане, юный Франко показал себя талантливым и стремительно прогрессировавшим автогонщиком.

Когда пришло время для действительной военной службы, Бислери, которого всегда манила скорость, решил вступить в Реджиа Аэронаутику, чтобы стать военным летчиком. Первоначально ему не удалось пройти медицинскую комиссию, поскольку выяснилось, что у него есть небольшая проблема с носоглоткой. Несмотря на это Бислери продолжал добиваться, чтобы его приняли в авиацию. Сначала он получил лицензию пилота частного самолета, а затем в 1937 г., в конце концов, поступил на действительную службу в Реджиа Аэронаутику.

После окончания школы бомбардировочной авиации Бислери сначала служил в эскадрилье, размещенной на островах архипелага Додеканес в Эгейском море, а затем был переведен в 3° Stormo СТ. и освоил истребитель CR.42. В 1938 г. ему было присвоено звание соттотененте, но в том же году он был уволен в запас и продолжил гражданскую жизнь.

10 июня 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну и Бордони Бислери вернулся в Реджиа Аэронаутику. Он был направлен в 95° Squadr. 18° Gr. 3° Stormo СТ., которая тогда базировалась на аэродромах Нови-Лигуре, в 42 км севернее Генуи, и Аль-бенга, в 72 км юго-западнее Генуи. В эскадрилье Бислери получил прозвище «Robur», которым он был обязан знаменитому ликеру, выпускавшемуся его семейством. На бутылках имелась этикетка со львом и надписью «Robur», что в переводе с латыни означало «Сила». Это прозвище механики нанесли и на CR.42 «95 - 9», на котором Бислери летал.

В середине октября 1940 г. 18° Gr., которой тогда командовал майор Ферруччио Восилла, была передана в 56° Stormo СТ. и в составе Итальянского авиационного корпуса прибыла на аэродром Урсел, в 19 км юго-восточнее Брюгге. В ходе боевых вылетов над Южной Англией и Ла-Маншем Бислери быстро понял, что его CR.42 по всем параметрам, за исключением маневренности, уступает английским «Харрикейнам» и «Спитфайрам».

В начале января 1941 г. 18° Gr. покинула Бельгию и вернулась в Италию. Уже 29 января группа была переброшена в Ливию, где итальянская авиация осенью 1940 г. понесла тяжелые потери. Африканские условия лучше подходили для открытой кабины CR.42, в которой пилот ничем не был защищен от холода и сырости, что было обычным делом для Западной Европы.

10 марта 1941 г. Бислери в паре с марешиалло Феличе Лонджи взлетел по тревоге с аэродрома Уади-Тамет. В 100 км восточнее Бенгази на высоте 7000 м итальянский летчик сбил бомбардировщик «Бленхейм», одержав свою первую победу. При этом надо заметить, что в некоторых источниках указывается, что английский самолет был сбит совместными усилиями обоих пилотов, а в других — что это, напротив, сделал один Лонджи.

14 апреля в бою над гаванью Тобрука Бислери сбил «Харрикейн», а 17 апреля на его счету был «Бленхейм», упавший в 40 км восточнее г. Дерна, на побережье Средиземного моря.

В мае 1941 г. итальянский ас был награжден Серебряной медалью за военную доблесть и немецким Железным Крестом 2-го класса, одновременно получив звание тененте.

2 июня Бислери сбил два «Бленхейма»: один упал в гавани Бенгази, а другой — в море, в 20 км от побережья. После этого число его личных побед достигло пяти, и он был награжден второй Серебряной медалью за военную доблесть.

В июне — августе тененте Бислери участвовал в ночных вылетах. Однажды в июне ему удалось на своем CR.42 перехватить бомбардировщик «Веллингтон», но атака не принесла никаких видимых результатов. Затем в ночь с 3 на 4 августа над Бенгази его «Фиат» столкнулся с другим «Веллингтоном», но самолет получил незначительные повреждения, и Бислери смог совершить посадку.

В августе 1941 г. 18° Gr., оснащенная к этому времени истребителями С.200, была направлена в Грецию. В течение почти года группа прикрывала с воздуха итальянские конвои в Эгейском море, так ни разу не встретившись с самолетами противника.

В июле 1942 г. 18° Gr. в составе 3° Stormo СТ. тененте-колонелло Тито Фалькони вернулась в Северную Африку. Поскольку ее С.200 были оснащены подкрыльевыми держателями для 50-кг бомб, она в основном использовалась для нанесения штурмовых ударов по позициям и автоколоннам англичан в районе Эль-Аламейна. Несмотря на это Бислери еще раз продемонстрировал свою квалификацию летчика-истребителя. С 20 октября по 7 ноября он одержал семь побед, сбив шесть Р-40 и один «Бостон».

На рассвете 26 октября двенадцать С.202 во главе с командиром 74° Squadr. капитано Марио Пинна перехватили над линией фронта группу «Бостонов», летевшую под прикрытием Р-40. В ходе боя итальянский ас подбил истребитель сержанта Мередита (J. G Meredith) из 344 Sqdn. RAF, который совершил вынужденную посадку в 15 км юго-восточнее г. Фука. Кроме того, согласно итальянским данным, капитано Пинна предположительно сбил «Бостон», а сержант Франчиоси (Franciosi) — Р-40.

Утром 1 ноября во время патрульного полета над шоссе Сиди-Баррани—Мерса-Матрух тененте Бислери в паре с тененте Каетани (Caetani) атаковал группу из пятнадцати Р-40. Согласно итальянским данным, были сбиты три самолета, два из которых — на счету Бислери. За этот бой оба итальянских пилота получили Серебряные медали за военную доблесть, при этом для Бислери эта награда стала уже третьей.

В 06.00 4 ноября с аэродрома Абу-Смейт (Abu Smeit) поднялись два С.202 из 23° Gr., которые пилотировали командир 74° Squadr. капитано Марио Пинна и серженте-маджиоре Франческо Кускуна из 75° Squadr. Немного спустя вслед за ними взлетел и С.202 тененте Бислери. Через некоторое время итальянские истребители недалеко от аэродрома встретились с тройкой Р-40.

Бой закончился, можно сказать, с «ничейным» результатом. Сначала был сбит один С.202, его пилот — капитано Пинна — получил тяжелые ранения рук и лица, но все же смог выпрыгнуть на парашюте. Затем спустя несколько мгновений уже Бислери отправил на землю Р-40, только что атаковавший истребитель капитано Пинны. С.202 серженте-маджиоре Кускуны был поврежден, но смог вернуться на аэродром и благополучно приземлиться.

7 ноября Бислери в паре с марешиалло Лонджи вылетел с аэродрома Бу-Амуд (Bu Amud) в направлении аэродрома Сиди-Баррани, где они должны были дозаправиться перед разведывательным полетом в район Фука. Во время перелета итальянские пилоты встретились с группой Р-40 и в ходе скоротечного боя сбили по одному истребителю. Кроме того, Лонджи затем заявил, что ему удалось повредить еще три Р-40. В ходе боя на С.202 тененте Бислери разрушилось лобовое стекло фонаря, видимо, не выдержавшее большой перегрузки во время пикирования под большим углом.

Победы Бислери и Лонджи были подтверждены итальянскими наземными частями. После этого общее число побед Бислери достигло двенадцати и он стал самым результативным среди итальянских летчиков-истребителей, действовавших в Северной Африке. Согласно данным союзников, в тот день были сбиты два Р-40 из 250 Sqdn. RAF. Один летчик - пайлэт-офицер Норман Ричард Чап (Norman Richard Chap) — погиб, а второй — капитан Калвер (Calver) — успел выпрыгнуть на парашюте.

Сумев вернуться невредимым из многочисленных боевых вылетов, Бислери 19 ноября 1942 г. в районе аэродрома Уади-Тамет попал в обычную автомобильную аварию. Он был ранен и затем на госпитальном судне доставлен из Триполи в Неаполь.

В свою группу Бислери вернулся только в июне 1943 г. К этому времени она в дополнение к С.202 получила истребители C.205V и находилась на аэродроме Червере, в 48 км южнее Турина. Ее главной задачей была противовоздушная оборона Центральной Италии, и прежде всего Рима.

30 июня C.205V из 18° Gr. перехватили над Римом группу четырехмоторных В-17, которую сопровождали Р-38. В ходе боя итальянские истребители сбили четыре «Летающих Крепости»: по одной победе одержали тененте Марио Мелис (Mario Melis), Маринони (Marinoni) и Бислери', а четвертую поделили между собой серженте-маджиоре Кускуна и серженте Буоджо (Buogo). Кроме того, марешиалло Джианнелли и серженте Мантелли записали на свой счет по одному «Лайтнингу». При этом группа потеряла один C.205V, пилот которого — серженте Буоджо — успел выпрыгнуть на парашюте.

11 августа истребители 18° Gr. в период с 10.25 по 12.45 дважды атаковали группы В-17, появлявшиеся в районе Рима. В тот день на счету тененте Бислери были сразу две «Летающих Крепости»: первая упала в Тирренское море недалеко от г. Чивитавеккья, а вторая — северо-восточнее оз. Браччано, в 34 км северо-западнее Рима.

В течение 12,13,15 и 19 августа 18° Gr. безрезультатно атаковала соединения В-17, неся при этом большие потери. В результате в группе практически не осталось пригодных для полетов C.205V и пилотам приходилось подниматься в воздух на старых С.200. Так, 19 августа Бислери в ходе своего второго в тот день боевого вылета сбил на С.200 двухмоторный В-26, который рухнул в Тирренское море недалеко от г. Лидо-ди-Остия (Lido di Ostia), в 25 км юго-западнее Рима.

20 августа 1943 г. тененте Бислери был назначен командиром 83° Squadr. 18° Gr. 3° Stormo СТ. Во второй половине следующего дня, снова вылетев на С.202, он сбил «Летающую Крепость». Бомбардировщик упал в черте Неаполя, около железнодорожной станции Помильяно-Д'Арко (Pomigliano d'Arco), и из всего экипажа только трое человек успели выпрыгнуть на парашютах. После посадки выяснилось, что Бислери израсходовал 63012,7-мм патронов, чтобы одержать эту победу.

По некоторым данным, он одержал эту победу вместе с серженте Мантелли.

В течение 29 августа Бислери несколько раз участвовал в атаках соединений американских бомбардировщиков, но не смог добиться видимого результата. В тот день пилоты 3° Stormo СТ. сбили один четырехмоторный и три двухмоторных бомбардировщика.

30 августа тененте Бислери вылетел на C.205V и, израсходовав 430 20-мм снарядов и 400 12,7-мм патронов, сбил в районе Витербо (Viterbo), в 68 км северо-восточнее Рима, еще один В-17. После этой победы он был представлен к четвертой Серебряной медали за военную доблесть, которую ему, однако, так и не удалось получить.

Около полудня 5 сентября Бислери одержал свою девятнадцатую и, как оказалось, последнюю победу в ходе Второй мировой войны. Потратив 330 20-мм снарядов и 415 12,7-мм патронов, он сбил шестую «Летающую Крепость», которая упала в Тирренское море в районе г. Чивитавеккья.

8 сентября 1943 г. на Сицилии на встрече с командующим союзными войсками генералом Дуайтом Эйзенхауэром глава правительства Италии маршал Бадольо подписал документы о безоговорочной капитуляции Италии и взаимном прекращении огня. Выход страны из Второй мировой войны положил конец карьере Бислери в качестве летчика-истребителя, и, хотя 13 октября Италия снова вступила в войну, он уже больше не участвовал в боевых действиях.

В ходе Второй мировой войны Бислери совершил 199 боевых вылетов. Согласно итальянским данным, он одержал 19 личных и 18 групповых побед и был награжден тремя Серебряными медалями за военную доблесть и немецким Железным Крестом 2-го класса.

Вернувшись к гражданской жизни, Бислери продолжил семейный бизнес. Одновременно он вспомнил свое юношеское увлечение спортивными автомобилями. Бислери участвовал в различных автогонках и даже победил на чемпионате Италии 1953 г. Не оставлял он и авиацию, став президентом Миланского аэроклуба и время от времени пилотируя легкие самолеты.

15 сентября 1975 г. Бислери вместе с десятилетним сыном Франческо и своим другом Джованни Аллегри (Giovanni Allegri) на легком одномоторном самолете S1AI Marchetti F.260 «1-LALA» летел из Рима в Милан. Они возвращались домой после аудиенции у Папы Римского Павла VI, которую тот дал им всвязи с выступлениями парашютистов, организованными в Риме Миланским аэроклубом. Над Лигурийскими Апеннинами самолет попал в полосу плохой погоды и врезался в склон горы Анчетта (Anchetta), расположенной около местечка Чиавари (Chiavari). Все три человека, находившиеся на борту F.260, погибли.

Трагическая гибель Франко Бордони Бислери широко освещалась в итальянской прессе, но при этом в статьях, посвященных ему, период его службы в Реджиа Аэронаутика упоминался лишь вскользь.

                                                                    Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом итальянском летчике Второй мировой войны Бислери Бордони Франко (Franco Bordoni Bisleri):

 • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны. Союзники Люфтваффе: Италия - М.:АСТ, 2003 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!