Первые попытки высотных полётов
Впервые идея об использовании герметичного объёма для высотных полётов встречается в рассказе американского писателя Эдгара Аллана По «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», опубликованном в 1835 г. Корзина описанного По аэростата защищалась «совершенно непроницаемой эластичной каучуковой камерой в виде мешка». Разреженный воздух из атмосферы втягивался, сгущался и проходил в камеру пригодным для дыхания. Отработанный воздух выпускался через клапан. Не исключено, что некоторые идеи были позаимствованы По из водолазного дела. С начала XIX в. всё более активно развивавшееся оборудование для подводных работ вдохновляло писателей на мысль о применении подобных технологий для полёта человека в верхние слои атмосферы или даже в космос.
Первые технические проекты герметичной гондолы аэростата относятся к 1870-м годам. В 1871 г. такой проект представил французский воздухоплаватель Л. Тридон. Гондола состояла из двух частей: открытой верхней, использовавшейся на небольшой высоте для управления аэростатом, и герметичной нижней, где имелось оборудование для дыхания, воздушный насос и иллюминаторы. Но прогрессивное предложение Тридона отвергли в пользу более простого решения: дыхания дополнительным кислородом.
Вскоре к идее герметичной гондолы обратился Д.И. Менделеев. 7 октября 1875 г. он, находясь под влиянием вести о гибели аэронавтов «Зенита», выступил на заседании Физического общества при Петербургском университете с предложением для проведения исследований в высших слоях атмосферы «прикреплять к аэростату герметически закрытый, оплетённый, упругий прибор для помещения наблюдателя, который тогда будет обеспечен сжатым воздухом может безопасно для себя делать определения и управлять шаром».
Позднее с предложением организовать подъёмы на специально построенных аэростатах с герметичной гондолой выступил профессор Харьковского технологического института Н.Д. Пильчиков. Основной проблемой на пути к достижению больших высот ему представилось отсутствие технических средств, обеспечивающих человеку нормальные жизненные условия. Пильчиков предложил для подъёма на высоту 20-30 км и даже более использовать гондолу («порт-аэронавт») в виде герметичного алюминиевого цилиндра с пуховой оболочкой наружи и изнутри в качестве теплоизоляционного материала. Управление аэростатом и исследовательскими приборами предполагалось осуществлять изнутри с помощью электросистемы. Изобретатель предполагал купить штурвал корабля в Москве, равно как и другие комплектующие воздушного судна.
Француз Э. Перрейон перед установлением рекорда высоты 5880 м 11 марта 1913 г. Видны особенности подобных полётов – наличие у летчика кислородного оборудования и установленный в кабине барограф.
В январе 1893 г. предложение Пильчикова было рассмотрено на заседании VII отдела Русского технического общества. «По обсуждении предложения Отдел постановил, что теоретические и опытные данные указывают, что приблизительно уже на высоте 11 километров подъёмная сила водорода равна 0. Вообще можно думать, что вряд ли возможно подняться выше 8-9 километров над поверхностью земли».
Однако наиболее дальновидным изобретателям было ясно, уже достигнутая человеком высота - далеко не предел, тем более, что в начале XX в. шары-зонды поднимались более чем на 20 км.
В 1909 г. Р. Зюринг писал: «Для того чтобы побить нынешний рекорд высоты, фон Шрёттер предлагает герметически закрытую корзину, сравнимую с водолазным колоколом». Разрабатывавшаяся в начале XX в. австрийским физиологом Г. фон Шрёттером герметичная гондола, которую он сравнивал с подводной лодкой, имела цилиндрическую форму. Внутри находились скамейки для аэронавтов и ёмкости с кислородом. Входной люк располагался в верхней части, для обзора были предусмотрены иллюминаторы. Известно, что Шрёттер был близок к практическому осуществлению своей идеи. В 1911 г. проект аэростата с герметичной гондолой выдвинул русский военный воздухоплаватель М.Н. Канищев. И всё же, впервые предложенная еще в 1870-е гг., герметичная гондола так и не была построена до конца 1920-х годов. Это можно объяснить общей утратой интереса к свободным аэростатам, которые, в отличие от появившихся самолётов, хотя и могли подниматься на значительную высоту, были непригодны для решения большинства практических задач.
Пока так и не установлено, когда кислородно-дыхательное оборудование было впервые применено на самолёте. В посвященной высотной болезни статье, опубликованной в мае 1911 г. в журнале «Флайт», авиаторам рекомендовалось перенять опыт воздухоплавателей и альпинистов и начать использовать для дыхания дополнительный кислород. Помимо этого предлагалось и множество других способов защиты: есть лук, кислые фрукты, продукты с лёгким слабительным эффектом, нюхать чеснок и т.д. Самый ранний известный автору, но, возможно, уже не первый случай использования на самолёте дыхательного оборудования - высотный полёт француза Р. Гарроса 6 сентября 1912 г. Тогда на борту имелась емкость с кислородом, которым лётчик дышал через резиновую трубку. Гарросу удалось набрать 4900 м, дальнейший подъем он прекратил из-за проблем с мотором.
Область применения в авиации кислородных приборов в начале 1910-х гг. ограничивалась рекордными полетами, в успехе которых системы жизнеобеспечения уже тогда начинали играть значительную роль. Так, после обнаружения неисправности кислородного аппарата во время одной из попыток установить очередной рекорд Гаррос уже не рискнул продолжить дальнейшее восхождение.
Во время Первой Мировой войны кислородное оборудование стало использоваться и в боевых вылетах.
СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!