РОЛЬ ОКБ ИЛЬЮШИНА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
ОКБ им. С.В. Ильюшина - одно из старейших конструкторских бюро России. Оно ведёт свою историю от бригады по разработке дальнего бомбардировщика, сформированной в Центральном конструкторском бюро при московском авиазаводе № 39 ещё в 1933 г.
С тех пор в ОКБ созданы 46 типов самолётов, выпускавшиеся более чем в 100 модификациях, в том числе 29 типов самолётов непосредственно под руководством С.В. Ильюшина.
За всю историю нашей страны, с 1910 г. по 2011 г. включительно, в России, в СССР и на его территории после распада страны построили около 326000 самолётов. Из них 58574 самолёта, или 18% — это самолёты, сконструированные в ОКБ им. СВ. Ильюшина. В это количество не вошли самолёты, выпущенные по лицензии за рубежом, например, 283 Ил-14, построенные в ГДР и ЧССР.
Только знаменитых штурмовиков Ил-2 построили 35281, это 60% всех самолётов ОКБ. На Ил-2 впервые применили много новинок, в том числе, несущую броню двойной кривизны. И именно этот самолёт остаётся самым массовым боевым самолётом за всю историю мировой авиации.
Ещё 1200 Ил-2 построили под наименованием В-33 в ЧССР.
Рекорд выпуска поставили и 6317 бомбардировщиков Ил-28: они стали не просто самыми массовыми реактивными бомбардировщиками, но и самыми массовыми многодвигательными реактивными самолётами в мире - и это ещё без учёта 507 китайских копий Н-5, HJ-5 и HZ-5.
По проектам Н.Н. Поликарпова и А.С. Яковлева построили несколько больше самолётов: 63144 и 67717, соответственно. На четвёртом месте ОКБ «МиГ» с 41000 машин.
Но не совсем правильно приравнивать, скажем, легкомоторный По-2 и тяжёлый Ил-2.
Вклад в общее производство, суммарную трудоёмкость и материалоёмкость можно примерно оценить, сравнив суммарную массу конструкции выпущенных самолётов. Обычно расход материалов пропорционален массе конструкции, трудозатраты (раскрой материалов, клёпка, сварка, сборка) — также связаны с массой.
И вот здесь ОКБ им. СВ. Ильюшина оказалось вне конкуренции. Всего в СССР, России и странах СНГ на авиационных заводах за 102 года (1910—2011) построены самолёты общей массой 1722 тыс. т.
Из них 439 тыс. т, или 25,5% -более четверти! - это самолёты ОКБ СВ. Ильюшина.
На втором месте ОКБ Туполева: 297 тыс. т или 17,2%, на третьем — «МиГ» (268,4 тыс. т, 15,6%) и на четвертом — Яковлев (144,7 тыс. т, 8,4%).
Самолёты Ильюшина строила вся страна. Больше всего машин — 31695, в основном это Ил-2 и Ил-10, построены в Куйбышеве (Самара).
В Москве, в основном, на заводе «Знамя Труда» построено 15996 «Илов»: первые ДБ-3, Ил-2, Ил-12 и Ил-14, Ил-18 и его варианты, реактивные «бомберы» Ил-28 и другие модели.
В Воронеже первую партию самолётов конструкции Ильюшина выпустили в 1937 г. — это были 12 бомбардировщиков ДБ-ЗА, а «крайний» Ил-96-400Т сдан заказчику — авиакомпании «Полёт» — в ноябре 2011 г., и производство продолжается. Всего на заводе построили 3363 ильюшинских самолёта. 3079 ДБ-3 и Ил-4 построены в Комсомольске-на-Амуре, 1849 Ил-4 — в Иркутске. В Ташкенте после войны строились Ил-14, а позднее — Ил-76 и Ил-114, всего— 1296. 277 Ил-62 собраны в Казани. Именно этот самолёт дольше всего в нашей стране — 45 лет — находился в серийном производстве. Первые два Ил-62 собраны в 1965 г., а последний Ил-62МК — в 2009 г.! А всем известный долгожитель По-2, например, выпускался только 32 года.
760 ильюшинских машин построены в Омске, 136 - в Ростове-на-Дону, 53 легкомоторных Ил-103 - на подмосковном заводе «МиГ», 30 - в Таганроге, 10 - в Оренбурге. Всего «Илы» выпускались на 18 авиазаводах страны.
Продолжается выпуск самолётов Ил-76, Ил-96, Ил-114. Ил-76 составляют основу военно-транспортной авиации страны, Ил-78 и А-50 - единственные состоящие на вооружении летающие танкеры и самолёты ДРЛО.
И ещё много десятилетий в воздухе можно будет увидеть самолёты с эмблемой «Ил» на борту.
СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!