Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Полеты Поморцева на воздушных шарах

Первый серьезно подготовленный научный полет на воздушном шаре совершил в 1804 году русский академик Я. Д. Захаров. Полет подготавливался им в течение нескольких месяцев и состоялся 30 июня из Петербурга. Шар поднялся до высоты 2600 м. Во время полета были проведены разнообразные наблюдения.

В этом же году летали еще два французских физика — Гей-Люссак и Био.

Затем в течение полустолетия полетов с научной целью не производилось. Лишь в середине XIX века их возобновили, причем в нескольких странах почти одновременно.

В Англии в период с 1852 по 1869 гг. неоднократно летали физики Глешер и Уэлш, отдельные их подъемы достигали значительной высоты (наибольшая — 9000 м). Методика их измерений оказалась все же еще неудовлетворительной, показания приборов неточные из-за нагревания солнцем.

В 1867 г. и в следующие годы ряд подъемов аэростатов проведен во Франции при участии известных ученых — Фламмариона, Кроге-Спинелли и других; ими иногда достигалась высота более 8000 м.

Позже, лишь начиная с 1889-1890 гг., но уже с безупречной методикой наблюдений выполнена большая серия полетов в Германии. Наблюдения вели, а затем их собрали и издали в 1900 г., немецкие метеорологи Ассман и Берсон.

Были и другие опыты фаро барселона официальный сайт.

Начались такие полеты и в России. В 1868 и в 1873 гг. четыре полета совершил М.А. Рыкачев — впоследствии академик и директор Главной физической обсерватории. Для измерения температуры он применил вращающийся термометр, и его данные о температуре на разных высотах были вполне надежны.

Примерно с этого времени внимание многих русских ученых было привлечено к проблемам воздухоплавания и исследования атмосферы. Горячим пропагандистом этих исследований был Д. И. Менделеев. Он много писал на эти темы, выступал с докладами, разрабатывал приборы, изучал «аэростатику», законы расширения газов и жидкостей, дал проект герметической гондолы для высоких подъемов (1875 г.) и, наконец, сам поднялся на аэростате 7 августа 1887 г. для наблюдений во время солнечного затмения.

Ко второй половине XIX в. воздухоплавательная техника значительно усовершенствовалась, на полеты воздушных шаров перестали смотреть как на средство развлечения публики и забаву рекордсменов. За воздухоплаванием признали практическое значение, главным образом в военном деле. В связи с этим в России в 1880 г. был учрежден воздухоплавательный отдел при Русском техническом обществе, а затем по настоянию этого отдела в 1885 г. создан воздухоплавательный парк и военная воздухоплавательная школа. Среди военных специалистов также появились энтузиасты воздухоплавания и применения его для исследования атмосферы. Первым из них был М.М. Поморцев. Он принимал деятельное участие в работе только что созданного воздухоплавательного отдела, и именно он в 1885 г. начал научные полеты в воздухоплавательном парке. В следующие годы, уже как председатель воздухоплавательного отдела и преподаватель воздухоплавательной школы, он вел огромную работу по дальнейшей организации таких полетов не только в Петербурге, но и в других городах.

Картинка

Из других военных специалистов того времени известны своими научными полетами, а затем и организационной деятельностью в школе и Техническом обществе воздухоплаватели A.M. Кованько и В.А. Семковский. При их участии проводил многие полеты М.М. Поморцев, а позже, в 1890-х и 1900-х гг., и другие метеорологи — Б. И. Срезневский, С. И. Савинов, В. В. Кузнецов, Д. И. Смирнов и др.

Из всех пионеров научных полетов на свободных сферических аэростатах в России наиболее настойчиво и длительно вопросами исследования верхних слоев атмосферы занимался М. М. Поморцев. Он не только организовал многочисленные поднятия на аэростатах, обеспечив при этом надежную методику наблюдений в полетах, но и дал впервые научные обобщения проведенных наблюдений. Первая статья Поморцева с научными результатами полетов («Научные результаты 40 воздушных путешествий, сделанных в России») появилась в 1891 г., а в последующие годы опубликовано еще несколько его статей.

К 1890-м гг., несмотря на значительное число совершенных подъемов на аэростатах, имелись лишь скудные и отрывочные сведения о свободной атмосфере. Каждый полет на аэростате с приборами был большим научным событием. Описания таких полетов и данных наблюдений обычно публиковались как в научных журналах, так и в газетной прессе. В результате сложилось уже некоторое представление об убывании температуры в атмосфере при поднятии вверх, о существовании в отдельных случаях обратного хода температуры, т.е. температурных инверсий; отмечены были также различные особенности в изменении ветра. Но обобщить разрозненные наблюдения, проведенные на разных высотах, никто еще не пытался. Работы Поморцева были важным и новым шагом в исследовании свободной атмосферы; ими подводился итог первого этапа изучения атмосферы с помощью аэростатов.

Последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось значительными успехами в изучении верхних слоев атмосферы. Помимо увеличения числа полетов на аэростатах, во многих странах были разработаны и начали применяться новые методы исследования свободной атмосферы. Большое значение для развития этих исследований и введения новых методов имело установление международных связей и широкий обмен опытом. Укреплению этих связей способствовали ежегодные промышленные выставки, устраиваемые в разных городах Европы. Выставки отвечали запросам и стремлениям быстро растущей промышленности, бурно развивающегося капитализма. На них экспонировались достижения техники, в том числе и воздухоплавательной, а также научные приборы и оборудование.

В состав жюри выставки привлекались крупнейшие специалисты и ученые разных стран. На такие выставки неоднократно был командирован М.М. Поморцев; он и стал одним из инициаторов международного сотрудничества по вопросам воздухоплавания и исследования атмосферы.

 

 

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!