Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Русские авиаотряды в начале Первой мировой

Авиационные отряды, сведенные в шесть авиационных рот, начали боевые действия на огромной сцене сражений вдоль всей западной границы Российской империи.
Первое время на авиационные отряды было возложено несколько задач: разведка переднего края и тыла противника, аэрофотосъемка укреплений вражеской обороны, а также связь между полевыми соединениями, доставка срочных приказов и донесений. Надо отдать должное, с этими важными задачами авиация справлялась с честью.
«Наши летчики проявляют большую отвагу, — писала 1 сентября 1914 года «Газета Великой Отечественной». — Летают прямо над неприятельскими позициями, наблюдая места разрыва наших снарядов. Несколько раз наши военные летчики залетали далеко за линию расположения неприятельских войск и предупреждали наш штаб о передвижении вражеских отрядов».
Бывший инструктор столичного аэроклуба прапорщик Александр Раевский в беседе с корреспондентом журнала «Природа и люди», характеризуя начальный период войны в воздухе, заявил: «Боевая деятельность летчиков сопряжена с огромным напряжением всех сил. Не говоря уже о том, что непрерывное пребывание в воздухе в течение нескольких часов само по себе сильно взвинчивает нервы, особенно при беспокойной погоде, когда малейшая невнимательность или неловкость в управлении может стоить жизни. Колоссальное напряжение является результатом и чисто боевой работы».
Примером этого может служить боевая деятельность военного летчика поручика Александра Олейника. «Несмотря на сильный ружейный огонь и с явной опасностью для жизни, он спокойно и мужественно производил воздушную разведку расположения противника и каждый раз доставлял весьма ценные сведения», — такая характеристика боевой работы записана в послужном списке поручика Олейника. 17 августа он совершил два полета, 27 августа — пять, 28 августа — четыре.
Воздушная разведка с русского аэропланаУже в первый месяц войны, благодаря воздушной разведке, произведенной военными летчиками 9-го и 11-го корпусных авиаотрядов, удалось раскрыть стратегический план противника по захвату Львова. А на Северном фронте летчик 34-го корпусного авиаотряда, прапорщик Степан Ноздровский своевременно обнаружил переброску вражеского корпуса во фланг наших войск.
А как проходили встречи с воздушным врагом? Сначала грозили друг другу кулаками, затем палили из револьверов, карабинов, пулеметов и даже... пускали боевые ракеты.
Первый пуск ракет в русской авиации произошел 26 августа 1917 года. В этот день военный летчик поручик В. Каминский сжег вражеский привязной аэростат в районе Баранович четырьмя выпущенными ракетами. Его «Ньюпор-21» имел на вооружении шесть ракет, которые крепились к стойкам и поджигались с помощью магнето.
Вскоре авиации пришлось выполнять новую задачу — бомбардировку переднего края противника и его тыловых объектов. В 1916 году начали формироваться истребительные отряды и группы. Война в воздухе приобретала новые качества и формы, которые с каждым днем усовершенствовались.
Спустя два дня после тарана Нестерова произошел второй воздушный бой. Газета «Русский инвалид» подробно описала его. На этот раз был применен другой способ уничтожения воздушного противника. Такой способ применялся впоследствии и в годы Великой Отечественной войны.
Этот бой произошел 28 августа 1914 года. Летчик гродненского крепостного авиаотряда поручик А. И. Семенов, «Haceдая» над вражеской машиной, сумел ее прижать к земле. Этой ситуацией воспользовались наземные войска и метким огнем прервали полет немецкого аэроплана.
6 октября в небе Варшавы завязался очередной воздушный поединок. Русский летчик, подойдя на близкое расстояние, выстрелом из карабина сбил неприятеля. В этот же день открыли счет и артиллеристы. Впоследствии начали формироваться батареи зенитных пушек и пулеметные расчеты, которые располагались на важных военных объектах.
Штабс-капитан Е. Е. Грузинов, совершив вынужденную посадку у Быхова на виду наступающего неприятеля, разбивает свой самолет и гибнет сам.
А военлеты Покровский и Полонский, ведя бой с «альбатросом» с помощью револьверов, заставляют неприятеля совершить спуск. Удачно сажают свою боевую машину и на глазах изумленных неприятелей улетают с пленником.
В летопись воздушной войны вошел яркой страницей подвиг ротмистра Гринева. На своем боевом «вуазене» он смело вступил в схватку с 17 самолетами противника. В этом неравном бою отважный летчик погиб.
Его подвиг повторил штабс-капитан Лебедев, смело атаковав 12 неприятельских самолетов, дав возможность боевым товарищам поднять свои машины в воздух. А летчик-солдат Григорий Охрименко вступил в воздушную схватку с семью неприятельскими машинами. Воздушный бой вел с револьвером.
Была в военной авиации и «воздушная Дурова». К сожалению, мы располагаем скудными сведениями об этой мужественной женщине.
Когда началась мировая война, Надежда Дегтярева, сменив платье на мужской костюм, добровольно пошла учиться в школу авиации. После окончания школы новоиспеченный авиатор в звании унтер-офицера отбыл на Юго-Западный фронт (в Галицию). Выполняла ряд смелых полетов, в том числе и разведывательных. Весной 1915 года была ранена и в госпитале ее «тайна» раскрылась. Как сложилась ее дальнейшая судьба — неизвестно.
Почти с первых дней войны русские летчики начали успешно наносить бомбовые удары.
29 октября летчик 24-го авиационного отряда поручик Н. А. Мулько и наблюдатель прапорщик А. А. Ван дер Шкруф прицельно сбросили две бомбы с «Фармана-22» на патронный склад, расположенный в крепости Перемышль. Произошел мощный взрыв, разгорелся пожар. Это задание командования было выполнено, несмотря на сильный заградительный обстрел. Прибыв на аэродром, авиаторы обнаружили на своей машине пять пробоин. Командование высоко оценило подвиг поручика Маль-ко, наградив его самой почетной наградой — Георгиевским оружием.
24 октября гидроавиация Черного моря впервые в мире приняла участие в боевой операции совместно с крейсерами. В этот день семь гидросамолетов совершили налет на германский крей-
сер «Бреслау», который намеревался произвести обстрел Севастополя. Одна из сброшенных бомб упала на палубу вражеского крейсера, который незамедлительно ретировался.
В приказе по X армии отмечен первый ночной боевой вылет для бомбардировки вражеского аэродрома и железнодорожной станции Циткемен. Было сброшено 39 бомб. В этом боевом полете, выполненном 12 апреля 1915 года, принимали участие летчики Гренадерского авиационного отряда В. Н. Корицкий, М. В. Смирнов, Г. И. Гудков и летчик 28-го корпусного авиационного отряда А. И. Семенов.
О масштабах войны в воздухе ее первого года говорят такие цифры: 3229 боевых вылетов произвела сухопутная русская авиация; пробыв в воздухе 3188 ч, 120 боевых вылетов было выполнено для бомбежки вражеских объектов, на которые было сброшено 250 бомб.
«С гордостью и умилением взирает на вас все Отечество наше»,— отмечал авиаторов 13 июля 1915 года — в годовщину начала мировой войны — Николай II в приказе по армии и флоту.
Русская авиация успешно сражалась с Турецкой, австро-венгерской и германской авиацией. «И над Кавказским хребтом, и над Карпатами, и над Черным морем, и над Балтийским — всюду раздается потрескивание русских пропеллеров, повсюду слышатся разрывы русских бомб», — писала газета «Русский инвалид».
Нельзя не согласиться с оценкой боевой работы русской авиации нового командующего полковника Вячеслава Ткачева: «Могущественная работа авиации на войне, заслуги ее перед Родиной, героические подвиги и жертвы лучших сынов ее должны быть вписаны бессмертными буквами в историю ее».
Немало славных страниц вписали в летопись войны русские воздухоплаватели. Это, прежде всего, полковник Н. Г. Баратов, участник русско-японской войны подполковник В. Л. Нижевский, подполковник Марков, подполковник Б. Ф. Гебауер, капитаны М. Н. Канищев, Е. Д. Карамышев, А. Н. Вегенер.

По материалам Король В.В. "В небе России"

После того, как отгремели войны, оказалось, что множество аэропланов было произведено для целей военных и теперь они остались вроде как не у дел. Наиболее крупные из них - многомоторные бомбардировщики - были переквалифицированы в пассажирские самолёты. Так началась эра пассажирских перелётов. И если раньше попасть в заморские страны было затруднительно, то по теперешним временам цены на путевки в Турцию от hipway позволят совершить приятное путешествие.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!