Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Эпоха реактивной авиации

После того как сражения Второй мировой войны закончились на всех фронтах, мир быстро разделился на два враждующих лагеря при ведущей роли США и СССР и полной несовместимости соответствующих политических идеологий. Европейским странам, освобожденным советскими войсками, было отказано в помощи по плану восстановления Европы, известному как «план Маршалла», и в 1949 г. по советской инициативе был создан Союз экономической взаимопомощи (СЭВ). На следующий год для взаимной защиты стран Западной Европы была создана Организация Североатлантического пакта — НАТО (NATO — North Atlantic Organisation).

В это же время при сильной поддержке Советского Союза в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии и с некоторыми оговорками в Югославии к власти пришли коммунистические правительства. На Востоке Китай и Северная Корея также стали коммунистическими государствами. И вскоре между обоими лагерями произошел прямой военный конфликт после того, как 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи вторглись на территорию Южной Кореи, поддерживаемой США.

Надо сказать, что этим событиям предшествовал ряд столкновений воздушных сил обеих сторон, причем в течение достаточно длительного промежутка времени. Даже до завершения войны в Европе американские и советские истребители дважды, правда по ошибке, вступали в бой — в небе Югославии и над Берлином.

Вскоре после капитуляции Японии четыре истребителя Як-9 (14-й ИАП ВВС ТОФ) перехватили американский тяжелый бомбардировщик «Боинг» В-29 «Суперфортресс», при этом мл. лейтенант Зизебский открыл огонь и поразил один из двигателей. Поврежденный бомбардировщик с горящим двигателем был вынужден совершить посадку. Аналогичный случай произошел в ноябре 1945 г., когда четыре советских истребителя Р-39 заставили приземлиться другой американский бомбардировщик.

Осенью 1949 г. двумя советскими истребителями над Черным морем в районе Одессы был сбит самолет В-25 обновленных воздушных сил США. 8 апреля 1950 г. недалеко от военно-морской базы Балтийского флота Лиепая (Латвия) четырьмя истребителями Ла-11 30-й гвардейской ИАП, которыми командовал ст. лейтенант Б. Докин, был сбит разведчик-бомбардировщик PB4Y «Прайветир» морской авиации США.

Через месяц произошло еще одно столкновение в районе аэродрома Уэлькаль на Чукотке между двумя американскими самолетами типа «Норт-Американ» F-51 «Мустанг» и двумя Ла-11; у каждой из сторон пострадало по одному самолету. За период холодной войны в общей сложности было сбито около 30 самолетов, вторгшихся на советскую территорию.

За несколько месяцев до начала войны в Корее ВВС начали оказывать помощь Китайской Народной Республике против националистических сил Чан Кайши на острове Тайвань. Сначала советские авиаполки были размещены на полуострове Ляодунь, в Бандао и Маньчжурии. Затем два истребительных авиаполка — 351-й (Героя Советского Союза подполковника В. Макарова) с самолетами Ла-11 и 29-й гвардейский (Героя Советского Союза подполковника В. Пашкевича) с самолетами МиГ-15 были выдвинуты в район Шанхая; полками командовал генерал-лейтенант П.Ф. Батицкий.

В апреле 1950 г. П. Душин и В. Сидоров (351-й ИАП) сбили по одному бомбардировщику В-26 «Инвейдер», а майор Н.Н. Гужов, командир 1-й эскадрильи этого полка, сбил два истребителя Р-51 за один вылет. 24 апреля открыл свой счет 29-й гвардейский ИАП: майор Келейников сбил Р-38 «Лайтнинг», который упал на остров Жушан. А 11 мая капитан И.И. Шинкаренко, командир 4-й эскадрильи, сбил бомбардировщик В-24 «Либерейтор».

После вторжения в Южную Корею Организация Объединенных Наций, которая была создана в конце Второй мировой войны, одобрила военную интервенцию США для оказания помощи Югу; эта акция в разной степени была поддержана правительствами многих западных государств, а также Австралией. Войска США и Южной Кореи остановили вторжение и стабилизировали ситуацию, хотя перед тем были почти вытеснены с Корейского полуострова, а затем и изгнали агрессоров, продвинувшись в глубь самой Северной Кореи. Однако на помощь последней пришли китайское и советское правительства, решившись на прямое участие в боевых действиях. В ноябре 1950 г. соединения ВВС были переброшены на маньчжурско-северокорейскую границу и преобразованы в 64-й истребительный авиакорпус (ИАК), в который первоначально входили два истребительных авиадивизиона (ИАД), а также подразделения ПВО и прожекторный полк. Командовал ИАК генерал-лейтенант В. Белов, которого в октябре 1951 г. заменил генерал-майор А. Лобов.

Первая победа советской истребительной авиации была одержана 1 ноября 1950 г., когда лейтенант Чиж (72-й гвардейский ИАП) сбил самолет F-51. Это была первая из около 1100 побед двадцати семи ИАП, причем смена экипажей в 64-м ИАК производилась вплоть до окончания боевых действий 27 июля 1953 г. От 45 до 55 советских пилотов одержали по пять и более побед за этот период, а потери корпуса составили около 345 самолетов типа МиГ. Факт участия советских летчиков, о чем всегда подозревали, тем не менее тщательно скрывался в течение почти 40 лет, вплоть до признания в 1990 г. Было известно, что в конфликте участвовали северокорейские и китайские истребители типа МиГ, однако гораздо успешнее были действия советских ВВС. Особо отличились Н.В. Сутягин (21 победа), Е.Г. Пепеляев (20) и три пилота, одержавшие по 15 побед, — Л.К. Щукин, А.П. Сморчков и СП. Субботин.

После того как конфликт в Корее закончился, участие в боевых действиях советских летчиков, как, впрочем, и американских, не прекратилось. В 1970 г. в Египет прибыл контингент ВВС под командованием генерала Катышкина; здесь 22 июня пара самолетов МиГ-21МФ, которыми командовал капитан Салмиков, сбила над Исмаилией израильский самолет А-4 «Скайхоук». Советники из СССР также служили в ВВС Сирии, Ирака, Ливии, Алжира и Йемена.
В декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан, охваченный гражданской войной. Целью операции было оказание помощи просоветскому правительству в Кабуле. В течение 10-летней военной кампании, которая стоила таких же потерь и расходов, как и война США во Вьетнаме, авиация ВВС и афганцев проводила атаки главным образом против наземных объектов. Во время этих полетов неоднократно нарушались границы Пакистана и Ирана, в результате чего произошло несколько воздушных боев. Во время одного из таких боев вблизи города Хост 29 апреля 1987 г. МиГ-23 сбил пакистанский истребитель «Локхид» F-16, а 28 сентября 1988 г. в районе Шинданда были сбиты два иранских вертолета самолетами МиГ-23 МЛД из 120-го ИАП, которые пилотировали майор В. Астахов и капитан Б. Гаврилов.

За последние годы было опубликовано немало информации о советских боевых воздушных операциях, тем не менее многое еще предстоит выяснить. Вполне возможно, что какие-то победы были одержаны советскими летчиками, выполнявшими роль советников в Северном Вьетнаме, Эфиопии, Анголе и других странах.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!