Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Метка «Асы Румынии»

− Кантакузино Константин (Constantin Cantacuzino)


Страна: Румыния
Даты жизни:11 ноября 1905 г. - 26 мая 1958 г.
Звание: капитан
Авиачасть:Esc.53 Van, Gr.7 Van.
Боевые вылеты: 608
Воздушные победы: 45
Награды: немецкий Железный Крест 1-го класса, орден Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса

 

Кантакузино Константин-румынский ас Второй Мировой Это был самый результативный румынский ас Второй мировой войны, при этом на его счету были как советские и американские, так и немецкие самолеты.

Константин Кантакузино родился 11 ноября 1905 г. в Бухаресте. Его родители — Михай Кантакузино и Мария Розетта (Maria Rosetti) — происходили из древних дворянских и очень богатых фамилий. Даже после 1921 г., когда в Румынии много земель были реквизированы и переданы крестьянам, семья Кантакузино владела 1172 гектарами отличных пахотных земель, расположенных вокруг их поместья в местечке Жилава, в нескольких километрах южнее Бухареста.

Еще учась в гимназии, Кантакузино увлекся сначала вело-, а затем и автоспортом. Финансовое состояние семьи позволяло ему посвящать все свое время этим занятиям. Он стал отличным велосипедистом и автогонщиком, установив в ходе ралли Париж — Бухарест новый рекорд. Одновременно Кантакузино занимался теннисом и хоккеем с шайбой и в 1933 г. на чемпионате мира по хоккею даже был капитаном румынской команды.

В том же 1933 г. у Кантакузино появилась новая страсть — авиация. Чтобы освоить полеты на самолетах, он создал собственную частную авиашколу, потратив на это 30 тыс. лей, что по тем временам, когда румынский лей был равен французскому франку, было очень значительной суммой.

Кантакузино стал отличным пилотом и в 1939 г. на немецком биплане Bu-133 Jungmeister выиграл чемпионат Румынии по высшему пилотажу. К началу Второй мировой войны он налетал уже свыше двух тысяч часов.

В1941 г. Кантакузино стал шеф-пилотом румынской национальной транспортной авиакомпании LARES. Однако уже вскоре он оставил эту удобную должность, добровольно перейдя на службу в военную авиацию.

В составе Esc.53 Van., оснащенной английскими истребителями Хаукер «Харрикейн» Мк.1, Кантакузино принял участие в боях на Восточном фронте. С 5 июля по 31 октября 1941 г. он одержал четыре победы, сбив три бомбардировщика ДБ-3 и один истребитель И-16. Еще две победы — один ДБ-3 и один И-16 — не имели достаточных подтверждений и были отнесены к разряду вероятных.

«Харрикейны» очень хорошо показали себя в боях на Восточном фронте. До конца 1941 г. Esc.53 Van. одержала 35 побед, потеряв при этом только один самолет.

После того как в декабре 1941 г. большинство румынских эскадрилий были отозваны с Восточного фронта обратно в Румынию, Кантакузино вернулся на свою прежнюю должность в авиакомпании LARES.

26 апреля 1943 г. он снова был мобилизован и направлен в Gr.7 Van., которая была оснащена истребителями Bf-109G и действовала тогда на Восточном фронте совместно с JG3. Уже 5 мая капитан Кантакузино был назначен командиром Esc.58 Van.

29 июня 1943 г. он вместе со своим ведомым сопровождал три Ju-88A-4 из Gr.5 Bomb., когда их атаковали десять советских истребителей—четыре Як-1, четыре «Спитфайра» и два Ла-5. В ходе боя «Мессершмитт» ведомого получил тяжелые повреждения и повернул обратно. Кантакузино продолжил бой в одиночку и смог сбить два «Спитфайра». К этому времени и его Bf-109G получил несколько попаданий, но все же смог затем дотянуть до аэродрома. Из трех же «Юнкерсов» советским истребителям удалось сбить два.

В июле Кантакузино совершал не только дневные вылеты, но пытался действовать и ночью, чтобы помешать советским ночным бомбардировщикам. Поскольку Bf-109G совершенно не был приспособлен для ночных полетов, немцы посчитали эту затею безумной, и после протестов с их стороны Кантакузино был вынужден прекратить свои ночные полеты.

27 июля 1943 г. «Мессершмитты» Esc.58 Van. должны были сопровождать немецкий самолет-разведчик, однако из-за технических проблем к нужному времени удалось заправить только один истребитель Кантакузино. Прибыв в точку встречи с самолетом-разведчиком, он увидел, что того атакуют три «Яка». Открыв огонь с большой дистанции, Кантакузино заставил их отвернуть. Спустя две минуты он смог оказаться позади ведущего «Яка» и сбить его, после чего остальные два истребителя вышли из боя. На обратном пути Кантакузино смог сбить еще один Пе-2.

В течение 2—5 августа 1943 г. он сбил пять Ил-2 и четыре «Яка», увеличив общее число своих побед до 27.

16 августа стало очень удачным днем для Gr. 7 Van., когда в течение дня румынские пилоты одержали 22 подтвержденных победы и пять вероятных побед. Самым результативным стал сублокотенент Йон Милу, сбивший пять советских самолетов, капитан Кантакузино записал на свой счет два Ла-5 и один Ил-2, а капитан Александру Шербанеску сбил два Ил-2 и, вероятно, еще один штурмовик.

28  августа 1943 г. капитан Кантакузино был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса. А спустя два дня пять лучших на тот момент румынских летчиков-истребителей — капитан Шербанеску, капитан Кантакузино, локотенент Тудор Грекеану, сублокотенент Йон Милу и сублокотенент Ион Дикезаре (Ion Dicezare) — были награждены орденом Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса.

Осенью 1943 г. Кантакузино неожиданно тяжело заболел и был сначала отправлен в госпиталь, а затем ему был предоставлен отпуск. Обратно в Gr.7 Van. он возвратился только 10 февраля 1944г. К этому времени группа была отозвана с Восточного фронта и действовала в составе противовоздушной обороны Румынии.

В апреле 1944 г. американские тяжелые бомбардировщики начали налеты на цели на румынской территории, и прежде всего на нефтепромыслы Плоешти. 15 апреля румынские истребители сбили шесть B-24D, один из которых был на счету Кантакузино. К 31 мая, когда Gr.7 Van. была переименована в Gr.9 Van., на его счету было уже 36 побед.

6 июня Кантакузино первому из румынских пилотов удалось сбить американский истребитель Р-51. 15 июля на его счету был еще один «Мустанг», а в начале августа он сбил два Р-38.

18 августа в бою с Р-51 погиб командир Gr.9 Van. капитан Шербанеску, и Кантакузино был назначен командиром группы вместо него.

В течение 22 августа пилоты Gr.9 Van. сбили девять советских самолетов, однако это уже не могло ничего изменить. На следующий день в Бухаресте произошел антифашистский переворот и Румыния объявила о выходе из войны. Однако власти Третьего рейха не хотели так просто смириться и собирались силой привести к власти послушное пронемецкое правительство. Поэтому для обороны Бухареста от возможных налетов Люфтваффе Gr.9 Van. была переброшена на аэродром Леордени, в 70 км юго-западнее Плоешти.

Утром 25 августа шесть Bf-109G-6 во главе с Кантакузино перехватили одиннадцать Не-111 из I./KG4, которые собирались нанести бомбовый удар по румынской столице. В результате капитан Кантакузино сбил три «Хейнкеля», а другие пилоты смогли повредить еще три бомбардировщика. Затем румынские «Мессершмитты» атаковали группу Ju-87D-5 из I./SG2, также приближавшихся к Бухаресту, и сбили один из них.

На следующий день пилоты Gr.9 Van. сбили еще три немецких самолета и уничтожили на земле два транспортных Ju-52. Всего до 31 августа они совершили 41 боевой вылет против немцев, одержав семь подтвержденных и три вероятных победы.

В начале сентября остатки Gr.7 Van. были объединены с Gr.9 Van., после чего последняя некоторое время имела обозначение Gr.7/9 Van. Поскольку капитан Кантакузино, свободно говоривший на английском языке, получил специальное задание, командиром Gr.9 Van. был назначен капитан Лукиан Тома (Lucian Тоша).

Кантакузино было поручено доставить на аэродром Фоджа в Италии подполковника Джеймса Ганна (James A. Gunn), который был самым высокопоставленным среди американских военнопленных в Румынии, а на обратном пути сыграть роль лидера для американских самолетов, которые должны были вывезти в Италию остальных пленных.

На Bf-109G-6 W.Nr. 166133 (бортовой номер 31) капитана Кантакузино был установлен подвесной топливный бак, а американский пилот разместился в фюзеляже. Через два часа и пять минут Кантакузино приземлился на аэродроме Фоджа. Американцы встретили его крайне подозрительно и только после того, как из фюзеляжа «Мессершмитта» вылез невредимый Джеймс Ганн, все стало на свои места.

В Фоджа Кантакузино освоил истребитель Р-51, для чего ему потребовался всего один полет. После этого он продемонстрировал на «Мустанге» американским пилотам такую серию фигур высшего пилотажа, которую не все из них могли выполнить. В то же время его собственный «Мессершмитт» был выведен из строя, когда американцы попытались летать на нем. В результате Кантакузино пришлось возвращаться в Румынию уже на «Мустанге».

В начале сентября Gr.9 Van. в составе 1-го авиакорпуса была переброшена в Южную Трансильванию. Действуя с аэродрома Турнишор, ее пилоты прикрывали румынские бомбардировщики и штурмовики, кроме того, сами наносили удары по наземным целям. Так, 15 сентября на аэродроме около г. Клуж-Напока они уничтожили истребитель Re-2000, транспортный FW-58 и три транспортных планера. В тот же день Gr.9 Van. перебазировалась на аэродром Баломир (Balomir).

18 сентября группа впервые вступила в бой с истребителями Люфтваффе, потеряв один Bf-109G-6, еще один самолет получил повреждения и совершил вынужденную посадку. 25 сентября капитан Тома сбил Ju-188, однако при этом и его «Мессершмитт» был

подбит бортстрелком с немецкого бомбардировщика и врезался в землю. В результате в тот же день капитан Кантакузино, успевший к этому времени совершить уже несколько полетов в Италию, снова был назначен командиром Gr.9 Van.

Всего в сентябре пилоты группы совершили 314 боевых вылетов. В конце осени и в течение зимы 1944 — 45 г. плохая погода над Трансильванией не благоприятствовала действиям авиации. Поскольку наступление советских и румынских войск продолжалось, вслед за ними все дальше на запад перелетала и Gr.9 Van. 14 декабря группа перебазировалась на бывший венгерский аэродром в Мишкольце, а в феврале 1945 г. — на аэродром Лученец (Lucenec), находившийся уже на территории Словакии.

В течение 25 февраля «Мессершмитты» Gr.9 Van. активно поддерживали румынские и советские части, которые вели наступление в районе г. Зволен . В ходе своего пятого в тот день боевого вылета капитан Кантакузино обнаружил «восьмерку» немецких FW-190F-8, которая штурмовала позиции советских войск. Атаковав, он сбил один «Фокке-Вульф», после чего остальные спешно покинули этот район. Чтобы получить затем официальное подтверждение своей новой победы, Кантакузино решил установить точное место падения немецкого самолета.

Кантакузино и его ведомый адъютант Тражан Дыржан (Trajan Darjan) настолько были заняты поисками сбитого «Фокке-Вульфа», что совершенно потеряли бдительность. Воспользовавшись беспечностью румынских пилотов, их атаковала пара Bf-109G-6 во главе с командиром 17JG53 гауптманом Гельмутом Липфертом. Первым был сбит Дыржан, при этом он стал жертвой Липферта, который когда-то был его инструктором и учил летать на «Мессершмитте». Дыржан был буквально изрешечен 13-мм пулями, и его самолет упал около румынских позиций. Тем временем ведомый Липферта сбил Кантакузино, который даже не успел заметить, что произошло с его собственным ведомым. В отличие от Дыржана ему повезло — он остался жив и вскоре на автомашине, принадлежавшей румынской пехотной дивизии, вернулся в свою группу.

С наступлением весны погодные условия улучшились, что позволило Gr.9 Van. увеличить количество боевых вылетов. Только за первые три дня апреля группа выполнила 69 вылетов и в последующие дни ежедневно совершала по 14— 15 вылетов. 7 апреля Gr.9 Van. перебазировалась в Зволен, а с 13 апреля действовала с аэродрома Бодин (Bodin).

Всего в течение апреля 1945 г. пилоты Gr.9 Van. совершили 225 боевых вылетов. В основном они поддерживали свои части, нанося штурмовые удары по немецким позициям. Им уже больше не пришлось встретиться в бою с самолетами Люфтваффе, и потому Bf-109K, сбитый 25 февраля адъютантом Никоарэ, стал последней победой румынских пилотов в ходе Второй мировой войны.

С 6 мая «Мессершмитты» Gr.9 Van. действовали в районе Праги. 9 мая капитан Кантакузино вместе со своим ведомым локотенентом Добраном прикрывал самолет-разведчик IAR-39, который разбрасывал пропагандистские листовки над местами расположения остатков немецких частей.

Свой последний боевой вылет в ходе Второй мировой войны пилоты Gr.9 Van. совершили 11 мая 1945 г. Звено Bf-109G-6 прикрывало румынские бомбардировщики, которые атаковали в районе Пльзеня отказывавшиеся сдаваться части 1-й дивизии РОА.

Всего с 25 августа 1944 г. по 12 мая 1945 г. в ходе боевых действий против Третьего рейха и его союзников самолеты 1-го авиакорпуса совершили 8542 боевых вылета. За это время румынскими истребителями и зенитной артиллерией был сбит 101 немецкий и венгерский самолет. При этом 7 мая румынские зенитчики одержали свою 1110-ю и последнюю в ходе Второй мировой войны победу, когда 147-я батарея сбила один из немецких самолетов, атаковавших аэродром в Брно.

Всего в ходе Второй мировой войны капитан Кантакузино совершил 608 боевых вылетов. Сбив 45 самолетов и набрав 56 очков, он стал лучшим румынским асом. Еще 11 его побед не имеют официального подтверждения.

По окончании войны Кантакузино демобилизовался и вернулся на свою прежнюю работу в авиакомпанию LARES. После того как 30 декабря 1947 г. к власти в Румынии пришли коммунисты, вся частная собственность была конфискована, большинство представителей старого режима и все несогласные с новым были отправлены в тюрьмы. Кантакузино потерял все свое состояние и имущество, и из-за страха за свою дальнейшую судьбу от него ушла жена.

В1948 г. Кантакузино удалось покинуть Румынию и перебраться сначала в Италию, а затем в Испанию. Там при помощи румынской диаспоры он смог собрать деньги на покупку легкого спортивного самолета, чтобы затем зарабатывать себе на жизнь, выступая в различных авиашоу.

Константин Кантакузино умер 26 мая 1958 г. в возрасте 52-х лет. По одним данным, он скончался после неудачной хирургической операции, а по другим сведениям — разбился во время полета на своем самолете

                                                                              Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй мировой войны Кантакузино Константин (Constantin Cantacuzino):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

читать далее »

− Милу Ион (Ion Milu)


Страна
: Румыния
Даты жизни: 1902 г. - 1980 г.
Звание: капитан
Авиачасть: Gr.7 Van.,  Esc. 57 Van.,Esc. 56 Van., Gr.l Van
Воздушные победы: 45
Награды: орден Михая Храброго 3-го класса, немецкий Железный Крест 1-го класса, Мечи к ордену Михая Храброго

 

Милу Ион - румынский ас Второй Мировой Это был третий по результативности румынский летчик-истребитель периода Второй мировой войны.

Ион Милу родился в 1902 г. в г. Брашове. В возрасте 19 лет он поступил в авиашколу, располагавшуюся на аэродроме Текуч и в 1922 г. в звании сержанта начал свою карьеру в военной авиации.

В последующие годы Милу служил в качестве летчика-испытателя и инструктора. В составе опытной эскадрильи, базировавшейся на аэродроме Пипера около Бухареста, он занимался испытаниями румынского истребителя IAR-80.12 мая 1940 г. Милу совершил первый полет на прототипе истребителя IAR-81.

Осенью 1940 г. адъютант Милу был включен в состав Gr.7 Van., оснащенной немецкими истребителями Bf-109Е-3. Летом — осенью 1941 г. он принимал участие в боях на Восточном фронте и до того момента, как группа была отозвана в Румынию, успел одержать три победы.

В сентябре 1942 г. он снова вернулся на Восточный фронт и в составе Gr.7 Van. участвовал в боях в районе Сталинграда, однако не смог одержать ни одной победы. После тяжелых потерь группа была отозвана в Румынию для пополнения и отдыха и возвратилась на фронт весной 1943 г. К этому времени Милу летал в составе Esc. 57 Van. под командованием капитана Шербанеску.

10 апреля 1943 г. десять румынских «Мессершмиттов» атаковали советский аэродром, расположенный севернее Ворошиловграда,

уничтожив на земле пять бомбардировщиков Пе-2. И хотя затем эти данные были подтверждены снимками, сделанными самолетами-разведчиками Люфтваффе, командование румынской авиации засчитало своим пилотам только два самолета. В результате зацепок бюрократов, никогда не бывавших на фронте, трем пилотам — Иону Милу, Николаэ Бурилеану (Nicolae Burileanu) и Тибериу Винка (Tiberiu Vinca) — не было засчитано по одному уничтоженному на земле Пе-2.

В течение апреля Милу сбил Пе-2 и Ил-2, после чего общее число его побед достигло пяти.

В 03.45 6 мая с аэродрома Краматорск, где тогда базировалась Gr.7 Van., поднялась пара «Мессершмиттов», которые пилотировали адъютанты Ион Милу и Георге Фиру (Gheorghe Firu). Под фюзеляжем каждого из самолетов было подвешено по одной 250-кг бомбе, которые они должны были сбросить на одну из советских артиллерийских батарей. Вскоре после взлета румынские пилоты увидели на высоте две тысячи метров группу из 18 Ил-2, которые под прикрытием 20 Ла-5 летели в направлении их аэродрома.

Сбросив бомбы на запланированную цель, оба «Мессершмитта» на максимальной скорости вернулись к Краматорску и атаковали противника. Это позволило подняться в воздух еще трем румынским истребителям. В ходе ожесточенного боя Милу удалось сбить сразу три Ла-5, но при этом и его Bf- 109G получил попадание в топливный бак. Самолет начал стремительно терять горючее, Милу был вынужден выйти из боя и в 04.20 благополучно приземлился в Краматорске.

В июне 1943 г. Милу было присвоено звание сублокотенента, что было большой редкостью для румынской авиации, в которой унтер-офицер практически не имел шансов стать офицером.

6 июля пилоты Gr.7 Van. поднялись в воздух, чтобы атаковать наземные цели. На высоте около 600 метров у «Мессершмитта» командира группы командора Романеску (Romanesku) неожиданно загорелся двигатель и кабина пилота быстро наполнилась дымом. Из-за небольшой высоты прыгать на парашюте было нельзя. Тогда румынский ас подвел свой «Мессершмитт» вплотную к самолету

командира и, отдавая команды по радио, помог ему совершить посадку. Быстро приземлившись рядом, он вытащил полузадохнувшегося в дыму Романеску из кабины.

4 августа Милу сбил один «Як», а 7 августа на его счету было сразу два Ил-2.

16 августа 1943 г. стало лучшим днем в истории Gr.7 Van., когда ее пилоты одержали 22 подтвержденных и 5 вероятных побед. Самым результативным из них стал сублокотенент Милу, сбивший три Ил-2 и два истребителя. Это было самое большое количество воздушных побед, одержанных румынским пилотом в течение одного дня. Однако радость Милу по этому поводу была недолгой — в тот же день он получил известие, что его жена, с которой он обвенчался еще в 1930 г., умерла в конце июля. И теперь у его дочери были все шансы остаться круглой сиротой, но судьба оказалась благосклонной к Милу, и он смог пережить войну.

19 августа Милу вместе с сублокотенентом Добраноми, адъютантами Фиру и Молдовеану (Moldoveanu) сопровождал группу Hs-129В-2 из Gr.8 Asalt, когда их попытались атаковать четыре «Яка». Милу быстро сбил одного из нападавших, но затем появилась «восьмерка» Ла-3, и уже его «Мессершмитт» был подбит. Милу с большим трудом удалось оторваться от преследовавших его советских истребителей и, дотянув до линии фронта, совершить вынужденную посадку уже на своей территории. Он затем вспоминал, что из-за многочисленных пробоин его «Мессершмитт» больше походил на швейцарский сыр, чем на самолет.

На следующий день командующий 4-м воздушным флотом Люфтваффе генерал Отто Десслох (Otto Dessloch) вручил румынскому летчику немецкий Железный Крест 1-го класса. А спустя еще десять дней — 30 августа 1943 г. — сублокотенент Ион Милу был в числе пяти лучших румынских летчиков-истребителей награжден орденом Михая Храброго 3-го класса.

23 октября 1943 г. Gr.7 Van. была отозвана в Румынию, однако четырнадцать пилотов, среди которых был и Милу, остались на Восточном фронте, перейдя в состав Gr.9 Van.

После реорганизации группы Милу начал летать в составе Esc. 56 Van. 14 апреля 1944 г. он сбил Ил-4, а 17 апреля — Ил-2.

24 мая, взлетев по тревоге с аэродрома Текуч, Милу на высоте 65Q0 метров перехватил и сбил еще один Ил-4, одержав свою 30-ю победу. Прилетев затем на легком самолете к месту падения бомбардировщика, он обнаружил там оставшегося в живых бортстрелка, который без малейшего сопротивления сдался в плен.

30 мая Шербанеску, Милу и Мукеника прикрывали несколько румынских Ju-88A-4, когда их попыталась атаковать «шестерка» Р-39. Однако «Мессершмитты» не дали советским истребителям приблизиться к бомбардировщикам, и в ходе завязавшегося боя Милу и Мукеника сбили по одной «Аэрокобре».

С 6 июня пилоты Gr.9 Van. участвовали в отражении налетов американских бомбардировщиков. 11 июня им удалось сбить пять В-17, один из которых был на счету Милу. 15 июля он сбил еще одну «Летающую Крепость», а 31 июля — истребитель Р-38.

8 августа 1944 г. 18 Bf-109G из Gr.9 Van. во главе с капитаном Кантакузино атаковали соединение американских бомбардировщиков, и в ходе боя Милу удалось сбить один из «Лайтнингов», сопровождавших их. Через несколько мгновений он увидел, что сверху приближаются приблизительно сорок Р-51. Милу смог предупредить своих товарищей об опасности, но сам уклониться от атаки уже не успел. «Мессершмитт» получил многочисленные попадания и потерял управление, но румынскому асу  все же удалось выпрыгнуть на парашюте. При этом, открывая заклинивший фонарь, он сильно повредил плечо и потому сразу после приземления был отправлен в госпиталь, находившийся в г. Дойкешти (Doicesti), в 50 км западнее Плоешти.

В ходе боя пилоты Gr.9 Van. сбили два «Мустанга», но при этом был сбит еще один «Мессершмитт», а его пилот адъютант Думитру Энкиоиу, получив ранение, выпрыгнул на парашюте.

В феврале 1945 г. Милу прибыл в Gr.l Van., но до конца войны уже не смог сбить ни одного самолета. Всего в ходе Второй мировой войны он одержал 45 подтвержденных и 6 вероятных побед.

1 июня 1945 г. Милу был в числе румынских пилотов, которые на истребителях Bf-109G-6 принимали участие в большом авиашоу, устроенном союзниками на аэродроме Вена-Нойштадт. На обратном пути на аэродром Мишкольц Милу, летевший в паре с локотенентом Думитру Бакиу (Dumitru Baciu), встретил над территорией Венгрии несколько американских «Мустангов». Милу покачал крыльями своего «Мессершмитта» в знак приветствия, американские пилоты ответили тем же, и самолеты мирно разошлись.

Спустя несколько минут Милу и Бакиу встретили уже группу Ил-2, летевшую в сопровождении Як-3, и снова покачали крыльями.

Однако советские самолеты на приветствие не ответили, а, наоборот, резко развернулись в противоположном направлении.

Два замыкающих «Яка», отделившись от основной группы, начали заходить для атаки на «Мессершмитты». Милу решил, что с него достаточно пяти лет войны, и, круто спикировав, оторвался от советских истребителей. Бакиу же принял бой и затем приземлился в Мишкольце с 16 пробоинами, по некоторым данным, он тогда сбил один из атаковавших Як-3.

В послевоенные годы локотенент Милу продолжал служить в составе румынской авиации. В мае 1946 г. он был награжден Мечами к ордену Михая Храброго, а в 1949 г. ему было присвоено звание капитана. Затем он работал в качестве летчика-испытателя на авиазаводе фирмы IAR.

После выхода на пенсию Ион Милу жил в своем родном Брашове, где и умер в 1980г. 

                                                                       Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй мировой войны Ионе  Милу (Ion Milu):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

читать далее »

− Грекеану Тудор (Tudor Greceanu)


Страна: Румыния
Даты жизни: 13 мая 1917 г. - 1995 г.
Звание: локотенент
Авиачасть: Gr.5 Van., Esc.48 Van., Gr.9 Van.
Воздушные победы: 20
Награды: орден Михая Храброго 3-го класса.

 

Грекеану Тудор-румынский ас Второй МировойТудор Грекеану родился 13 мая 1917 г. в Бухаресте. В 1939 г. он закончил авиашколу штурманов, а в 1940 г. получил лицензию пилота. Освоив истребители, двухмоторные бомбардировщики и «слепые» полеты, Грекеану некоторое время служил в качестве инструктора, а затем был направлен в Gr.5 Van.

Весной 1943 г. локотенент Грекеану в составе Gr.7 Van. прибыл на Восточный фронт. 6 мая 18 Ил-2 под прикрытием 20 Ла-5 атаковали аэродром Краматорск, где тогда базировалась группа. В тот момент в воздухе были только два «Мессершмитта» сублокотенента Иона Милу и адъютанта Георге Фиру. Им на помощь немедленно взлетели еще три истребителя, которые пилотировали локотенент Грекеану, сублокотенент Николае Нагирнеак (Nicolae Naghirneac) и адъютант Чирвысыута. Последний сразу после взлета на малой высоте был атакован Ла-5 и совершил вынужденную посадку. В ходе завязавшегося боя румынский летчик, сбив один Ла-5, одержал свою пятую победу, а на счету Милу было сразу три советских истребителя.

11 мая 1943 г. Грекеану был включен в состав Esc. 57 Van. под командованием капитана Шербанеску.

В течение 18 июля «Мессершмитты» Gr.7 Van. сбили 15 советских самолетов, и еще пять побед были отнесены к разряду вероятных. Среди пилотов, одержавших победы, был и Грекеану. На следующий день он сбил ЛаГГ-3, а 23 июля на его счету был еще один советский истребитель.

Утром 28 июля румынские пилоты атаковали группу советских бомбардировщиков и Грекеану сбил один из сопровождавших их истребителей. В тот же день звено Bf-109G из Gr.7 Van. в ходе патрульного полета атаковало «четверку» советских истребителей, и ведущий капитан Шербанеску сразу сбил один из них. Грекеану тоже оказался в выгодной позиции и обстрелял второй истребитель. Советский пилот попытался уйти в пикирование, но Грекеану последовал за ним, продолжая вести огонь. Сначала из правой плоскости самолета показался шлейф белого дыма, а затем после очередной очереди Грекеану он взорвался в воздухе. В этот момент появились еще несколько советских истребителей, и Шербанеску приказал своим пилотам выйти из боя.

4 августа 1943 г. Грекеану сбил Ил-2, а затем 13 августа записал на свой счет еще одну победу. 30 августа румынский ас  в числе других пяти летчиков-истребителей был награжден орденом Михая Храброго 3-го класса.

13 февраля 1944 г. Грекеану был назначен командиром Esc.48 Van., входившей в состав Gr.9 Van., командиром которой в тот же день стал капитан Шербанеску.

10 марта советская авиация совершила очередной налет на аэродром Николаев, на котором тогда базировалась Gr.9 Van. В тот момент, когда советские самолеты штурмовали аэродром, над ним появились Bf-109G-6 локотенента Грекеану и адъютанта Тибериу Винка, возвращавшиеся после выполненного задания. Не раздумывая, они с ходу атаковали противника. Грекеану сбил один «Як», а Винка одержал сразу две победы.

25 апреля в ходе боя между пятью румынскими Bf-109G и группой из восьми Ла-5 и четырех Р-39 он записал на свой счет одну «Аэрокобру».

20 мая 1944 г. двенадцать Bf-109G, которые возглавлял капитан Георге Попеску-Киокынел, на высоте 5000 метров пересекли линию фронта. Вскоре Грекеану обнаружил внизу справа группу Пе-2, которых сопровождали «Яки», и сообщил ведущему. Попеску атаковал первым и сбил один «Як». Вслед за ним в атаку вышел Грекеану, но промахнулся. Однако уже через несколько мгновений ему представился новый шанс одержать победу, и на этот раз Грекеану был точен. Остальные «Мессершмитты» атаковали бомбардировщики, и адъютант Ион Панаит (Ion Panait) сбил один Пе-2.

23 июня 1944 г. около 500 бомбардировщиков из 15-й воздушной армии США совершили налет на Плоешти. В бою с сопровождавшими их истребителями «Мессершмитт» Грекеану был сбит и совершил вынужденную посадку в 13 км западнее г. Гэешти (Gae$ti), расположенного в 61 км юго-западнее Плоешти. Грекеану получил ранение и затем два месяца провел в госпитале.

После излечения Грекеану в составе Gr.9 Van. осенью 1944 г. — зимой 1945 г. участвовал в боевых действиях против Венгрии и Германии.

Всего в ходе Второй мировой войны румынский ас совершил боевые вылеты общей продолжительностью свыше тысячи часов и сбил 20 самолетов. Кроме того, еще 16 его побед были отнесены к разряду вероятных и потому не имеют официального подтверждения.

В послевоенные годы Грекеану продолжал служить в румынской авиации. 1 июня 1945 г. он входил в группу румынских пилотов, которая принимала участие в большом авиашоу, устроенном союзниками на аэродроме Вена-Нойштадт. Рядом со стоянкой румынских Bf-109G-6 находилась стоянка немецких реактивных истребителей Ме-262. Английский полковник, отвечавший за проведение авиашоу, неожиданно предложил Грекеану совершить полет на реактивном «Мессершмитте».

Грекеану согласился и после 30-минутного инструктажа, проведенного одним из немецких пилотов, совершил вместе с ним десятиминутный ознакомительный полет на Ме-262. Выполнив на следующий день шестиминутный самостоятельный полет, Грекеану стал первым румынским пилотом, поднявшимся в воздух на реактивном истребителе.

В 1947 г. в Румынии к власти пришли коммунисты и румынская королевская авиация была переименована в авиацию демократической республики Румыния (Fortele Aeriene ale Repulblicii Populare Romana). Она начала перестраиваться по советскому образцу, и в том же году Грекеану был уволен из нее.

В 1949 г. Тудор Грекеану, как участник боев на Восточном фронте и, что более важно, как активный противник нового коммунистического режима, был арестован. Он был приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена длительным тюремным сроком. Грекеану удалось бежать, однако он был пойман и второй раз приговорен к смерти, которая затем была заменена теперь уже пожизненным заключением. Всего в различных тюрьмах и лагерях коммунистической Румынии Грекеану провел пятнадцать лет и лишь в 1964 г. был освобожден в числе других политических заключенных.

Умер Тудор Грекеану в декабре 1995 г. в Бухаресте.

                                                                          Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй мировой войны Тудоре Грекеану (Tudor Greceanu):

Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.


читать далее »

− Шербанеску Александру (Serbanescu Alexandru)


Страна: Румыния 
Даты жизни:1912 г. - 18 августа 1944г.
Звание: капитан
Авиачасть: Gr.7 Van.,Esc.57 Van. 
Боевые вылеты: 590
Воздушные победы: 47
Награды: немецкий Железный Крест 1-го класса, Орден Михая Храброго

 

Шербанеску Александру-румынский ас Он занимает второе место в списке румынских асов периода Второй мировой войны после Константина Кантакузино.

Александру Шербанеску родился в 1912 г. Свою военную карьеру он начал в пехоте. В 1933 г. после окончания пехотной офицерской школы Шербанеску был направлен в 3-й горный батальон, расквартированный около Брашова. В 1938 г. ему было присвоено звание сублокотенента.

В 1939 г. Шербанеску окончил школу летчиков-наблюдателей, а затем был направлен в авиашколу для подготовки уже в качестве пилота. Летом 1941 г. после начала боевых действий на Восточном фронте он был переведен в истребительную авиашколу, располагавшуюся в г. Рошиори-де-Веде (Ro§iori de Vede), в 95 км юго-западнее Бухареста.

22 августа 1942 г. локотенент Шербанеску прибыл в Gr.7 Van. и уже 2 сентября совершил свой первый боевой вылет. С середины сентября группа действовала с аэродрома Карповка, в 36 км западнее Сталинграда. 17 сентября Шербанеску одержал свою первую победу, сбив «Як», а 25 сентября он записал на свой счет второй советский самолет.

20 ноября 1942 г. советские части, прорвав накануне фронт, неожиданно появились в непосредственной близости от аэродрома Карповка, и тут Шербанеску очень пригодился опыт службы в пехоте. Несмотря на то что в его распоряжении были только зенитная батарея и взвод охраны, он смог организовать эффективную оборону аэродрома. При этом Шербанеску использовал даже бортовые 20-мм пушки «Мессершмиттов», и для того, чтобы из них можно было вести огонь по наземным целям, хвосты самолетов были подняты и поставлены на бочки из-под бензина. В результате персонал Gr.7 Van. смог в течение двух дней отбивать атаки советских частей, включая танки, на свой аэродром.

23 ноября 1942 г. группа получила приказ покинуть Карповку и перебазироваться на аэродром Морозовск, расположенный в 165 км к юго-западу. «Мессершмиттам» пришлось взлетать прямо под артиллерийским огнем, при этом на борту каждого самолета, кроме пилота, были еще по два или три «пассажира» из числа наземного персонала. Из 19 самолетов в воздух смогли подняться 16, так как три истребителя, получив попадания, остались на земле.

В начале января 1943 г. в Новочеркасске из остатков Gr.5 Bomb, и Gr.7 Van. была создана смешанная авиагруппа. 20 января румынский летчик сбил истребитель «Харрикейн». Спустя месяц—20 февраля — Gr.7 Van., которая к тому времени базировалась на аэродроме Сталино  и в составе которой остались всего три «Мессершмитта», была отозвана в Румынию для отдыха и перевооружения.

6 марта 1943 г. Шербанеску было присвоено звание капитана. 29 марта Gr.7 Van., которая была оснащена Bf-109G-2, вернулась на Восточный фронт, где была временно подчинена JG3. В тот же день капитан Шербанеску был назначен командиром Esc.57 Van. 26 июня звено «Мессершмиттов» во главе с капитаном Шербанеску во время патрульного полета в районе Кирпичево—Румянки встретило группу из 20 — 22  «Спитфайров». В ходе завязавшегося боя Шербанеску, адъютант Иоан Мукеника (loan Mucenica) и адъютант Христеа Чирвысыута (Hristea Chirvasauta) одержали по одной победе. Четвертый — адъютант Лаурентиу Кытаны (Laurentiu Catana) — успел сбить два «Спитфайра», прежде чем столкнулся с третьим. Румынский пилот в последний момент успел выпрыгнуть на парашюте из падающего «Мессершмитта». Приземлившись на территории, занятой советскими войсками, он попал в плен и вернулся в Румынию уже после окончания Второй мировой войны.

До 1 июля 1943 г., когда Gr.7 Van. была передана под командование 1-го румынского авиакорпуса, Шербанеску успел одержать еще четыре победы, сбив два Ла-5 и два Як-7.

13 июля 1943 г. три Bf-109G, которые пилотировали капитан Шербанеску, адъютант Мукеника и сублокотенент Милу, прикрывали группу J U-88A-4 из Gr.5 Bomb., когда их атаковали десять советских истребителей. Один из них зашел в хвост «Мессершмитту» Милу, но Шербанеску вовремя заметил это и открыл огонь. В результате советскому пилоту пришлось отвернуть в сторону. В этот момент перед Шербанеску неожиданно появился другой советский истребитель, и он сразу же сбил его, после чего продолжил преследование первого и, в конце концов, сбил и его.

В течение 17—18 июля он одержал шесть побед. 18 июля звено «Мессершмиттов» во главе с Шербанеску вылетело на «свободную охоту» в район поселка Куйбышево, расположенного в 74 км северо-западнее Мариуполя. Через пять — шесть минут после прибытия в зону патрулирования румынские пилоты обнаружили группу из 10 — 12 советских истребителей, и в ходе скоротечного боя Шербанеску сбил два Як-1.

В тот же день «Мессершмитты» Esc.57 Van. снова вылетели в район Куйбышево, где встретили группу из 18 — 20 Ил-2, которую сопровождали 10— 12 истребителей. Шербанеску вместе со своим ведомым адъютантом Мукеникой атаковал штурмовики, в то время как вторая пара прикрывала их. Шербанеску пришлось трижды открывать огонь, прежде чем крайний правый Ил-2, загоревшись, врезался в землю. После этого уже советские истребители атаковали его Bf-109G, и теперь Шербанеску пришлось защищаться. Однако он все же смог подбить еще один штурмовик, который, оставляя позади шлейф черного дыма, повернул в сторону своего аэродрома.

28 июля звено Шербанеску атаковало «четверку» советских истребителей, сбив два из них. Одна победа была на счету Шербанеску, а другую одержал локотенент Грекеану.

7 августа звено «Мессершмиттов» во главе с Шербанеску в ходе очередного вылета на «свободную охоту» обнаружило группу Ил-2, летевшую под прикрытием истребителей. Румынские пилоты атаковали штурмовики, когда те только собирались начать штурмовку наземных целей. В результате капитан Шербанеску и сублокотенент Милу сбили по два Ил-2.

В течение 16 августа пилоты Gr.7 Van. одержали 22 подтвержденных и пять вероятных побед. Румынский ас  записал на свой счет еще две победы, сбив два Ил-2. Еще один штурмовик был им поврежден, но, что с ним затем стало, было неизвестно, и потому он был отнесен к разряду вероятных побед. На следующий день капитан Шербанеску был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса.

20 августа в ходе очередного боя он получил касательное ранение в лицо, но продолжал участвовать в боевых вылетах.

30 августа 1943 г. Шербанеску был в числе пяти лучших румынских летчиков-истребителей, награжденных высшей военной наградой Румынии орденом Михая Храброго.

10 октября 1943 г. едва не стало последним днем в его летной карьере. В тот день звено Bf-109G во главе с Шербанеску, завершив сопровождение группы Ju-88A-4 из Gr.5 Bomb., вылетело на «свободную охоту». Вскоре румынские пилоты обнаружили группу Ил-2 и уже начали заходить для атаки, когда их самих неожиданно атаковали советские истребители. Первым был сбит «Мессершмитт» адъютанта Ливиу Муресана (Liviu Muresan). Вслед за ним был подбит и упал в Азовское море истребитель, принадлежавший адъютанту Никоарэ. Поскольку Азовское море в большинстве своем довольно мелкое, Никоарэ удалось спастись. Сумев выбраться из кабины, он влез на фюзеляж и, стоя по пояс в воде, дождался, когда его найдет и подберет немецкий спасательный катер.

Шербанеску же на горящем «Мессершмитте» смог дотянуть до позиций румынской 4-й горнострелковой дивизии и совершить вынужденную посадку. Когда вечером 10 октября он вернулся на свой аэродром, то узнал, что по советскому радио было объявлено об уничтожении целой группы румынских истребителей. На следующий день Шербанеску, пролетев на малой высоте над аэродромом советских истребителей, сбросил записку, в которой приглашал желающих убедиться в том, что его группа все еще существует. Однако желающих почему-то не нашлось.

23 октября 1943 г. на аэродром Чаплинка, в 78 км юго-восточнее Херсона, на котором тогда базировалась Gr.7 Van., прибыла Gr.9 Van. под командованием локотенент-командора Георге Георгеску (Gheorghe Georgescu). В ее составе были три эскадрильи: Esc.47 Van., Esc.48 Van. и Esc.56 Van., оснащенных истребителями B1-109G.

Gr.9 Van. должна была полностью сменить Gr.7 Van., однако 14 лучших пилотов Gr.7 Van., в т.ч. и Шербанеску, вместо того, чтобы вернуться в Румынию, остались на фронте, перейдя в состав вновь прибывшей группы.

28 октября, когда «Мессершмитты» Gr.9 Van. прикрывали группу Ju-87D, румынский ас сбил один «Як». 30 октября советские танки оказались уже в непосредственной близости от аэродрома Чаплинка и потому группа была вынуждена перелететь в Херсон.

В ноябре—декабре 1943 г. из-за плохой погоды интенсивность действий авиации сильно снизилась. Пилоты Gr.9 Van. совершили в течение этого периода около 280 боевых вылетов, но провели лишь 11 боев и одержали всего две подтвержденных победы.

В конце декабря Gr.9 Van. была отозвана из Херсона в Первомайск, расположенный в 204 км северо-западнее. 1 января 1944 г. новым командиром группы был назначен локотенент-командор Георге Стефанеску (Gheorghe Stefanescu).

В начале января 1944 г. Gr.9 Van. еще несколько раз перелетала с одного аэродрома на другой, пока, наконец, 8 января окончательно не остановилась на аэродроме Лепетиха, в 92 км северо-восточнее Николаева. На следующий день румынские пилоты возобновили боевые вылеты, а уже 10 января группа потеряла адъютанта Константина Помута, на счету которого было семь побед, одержанных в ходе кампании 1941 г.

В течение 14 января аэродром Лепетиха несколько раз подвергался атакам со стороны советской авиации. И капитан Шербанеску, возвращавшийся обратно после сопровождения своих бомбардировщиков, прямо над аэродромом перехватил и сбил один «Як». 1 февраля советские самолеты снова совершили налет на Лепетиху. На этот раз десять успевших подняться в воздух «Мессершмиттов» сбили два Ил-2 и два «Яка».

9  февраля Gr.9 Van. перебазировалась в Николаев, а три дня спустя — 13 февраля 1944 г. — капитан Шербанеску был назначен ее командиром вместо Стефанеску. Личное обаяние и забота о хорошем состоянии группы помогли ему быстро завоевать признание подчиненных.

В течение февраля пилоты Gr.9 Van. совершили 197 боевых вылетов и в 11 воздушных боях сбили 12 советских самолетов.

Поскольку в марте советские войска находились уже в 15 км от Николаева, то «Мессершмитты» Gr.9 Van. перелетели на аэродром Татарка около Одессы. Плохие погодные условия препятствовали боевым вылетам, и потому это время пилоты использовали для отдыха. Это было особенно кстати, так как сразу восьми из них были присвоены очередные звания, что было более чем серьезным поводом для организации серии торжественных ужинов.

Тем временем наступление советских войск продолжалось, и Gr.9 Van. была вынуждена снова сменить аэродром. На этот раз ей пришлось перебазироваться уже на свою территорию — на аэродром Текуч (Тесис), в 25 км северо-восточнее г. Фокшани. В течение апреля пилоты группы совершили 462 боевых вылета, участвовали в 20 воздушных боях и сбили 15 самолетов. Они прикрывали свои и немецкие бомбардировщики и штурмовики, летали на «свободную охоту» над линией фронта, патрулировали над собственным аэродромом. Однако одним из наиболее важных заданий для них стало сопровождение Fi-156, на котором маршал Антонеску совершал инспекционные полеты на фронт.

 В мае 1944 г. группа участвовала в боях в районе г. Яссы. 22 мая капитан Шербанеску довел общее число своих побед до сорока, сбив два Р-39. До конца месяца пилоты Gr.9 Van. одержали 15 побед, при этом шесть из них 30 мая.

Утром 30 мая звено Bf-109G-6 из Gr.9 Van., состоявшее из пар капитан Шербанеску — адъютант Эрнест Стенгель (Ernest Stengel) и капитан Георге Попеску-Киокэнел—адъютант Константин Мирон (Constantin Miron), вылетело в район севернее Ясс. Вскоре румынские пилоты обнаружили «девятку» Р-39. В момент атаки на «Мессершмитте» Шербанеску неожиданно лопнул маслопровод, и вытекавшее масло забрызгало лобовое стекло фонаря. В результате Шербанеску не только промахнулся, но и был вынужден срочно выйти из боя и вернуться на аэродром.

Капитан Попеску-Киокэнел также промахнулся, а затем сам был атакован «Аэрокоброй». Однако ему на помощь пришел его ведомый адъютант Мирон, который был точен и сбил Р-39. Вскоре в том районе появилась группа Ил-2 и Як-9, которая тоже вступила в бой. В конце концов, капитан Попеску-Киокэнел все же смог одержать победу, сбив один советский истребитель.

С 6 июня 1944 г. Gr.9 Van. начала участвовать в боях с американскими самолетами, появлявшимися над Румынией, и 11 июня капитан Шербанеску сбил В-17. В течение июня пилоты группы совершили 232 боевых вылета и одержали 10 побед. Однако в боях с американцами погиб адъютант Константин Лунгулеску (Constantin Lungulescu), имевший на своем счету 12 побед, а два других аса — локотенент Тудор Грекеану и адъютант Думитру Энкиоиу — получили ранения.

В течение июля «Мессершмитты» Gr.9 Van. выполнили 239 боевых вылетов, участвовали в 12 боях и сбили 28 самолетов. 26 июля на счету группы было сразу 11 Р-38, но при этом она потеряла семь своих самолетов, погибли четверо пилотов и еще двое получили ранения. 31 июля капитан Шербанеску сбил Р-38, но в том же бою Gr.9 Van. потеряла еще одного пилота—локотенента Дину Пистола (Dinu Pistol).

В начале августа группа была переброшена на аэродром Бузэу и включена во 2-й сектор ПВО, отвечавший за оборону Бухареста и Плоешти. 4 августа 16 Bf-109G-6 во главе с капитаном Шербанеску атаковали соединение американских самолетов. В ходе боя Шербанеску сбил один Р-51, а капитан Кантакузино — два Р-38.

8 августа западнее Плоешти 18 «Мессершмиттов» Gr.9 Van., которые на этот раз возглавлял капитан Кантакузино, вступили в бой с большой группой Р-38 и Р-51. Румынским пилотам удалось сбить два «Мустанга» и один «Лайтнинг», но при этом группа потеряла два своих истребителя. Оба пилота — сублокотенент Йон Милу и адъютант Думитру Энкиоиу, — получив ранения, выпрыгнули на парашютах. После этого боя в составе Gr.9 Van. осталось всего 13 пилотов.

11 августа капитан Шербанеску сбил два Р-51. Спустя семь дней — 18 августа 1944 г. — 373 В-17 и В-24 из 15-й воздушной армии США атаковали нефтепромыслы Плоешти. С аэродрома Леордени поднялись 13 Bf-109G-6 из Gr.9 Van. во главе с Шербанеску, которые затем вместе с 12 истребителями из Gr.7 Van. вступили в бой с Р-51 и Р-38, прикрывавшими бомбардировщики. В ходе боя Шербанеску настолько энергично маневрировал, что его ведомый локотенент Ион Добран не смог удержаться рядом и отстал. Этим воспользовался один из «Мустангов», зайдя в хвост Шербанеску. Адъютант Тражан Дыржан по радио предупредил своего командира об опасности, но тот никак не отреагировал.

В тот день радиостанция Шербанеску работала с перебоями, и он мог постоянно держать связь только с командным пунктом группы на аэродроме. И потому, вероятно, просто не слышал предупреждения Дыржана. Американский пилот открыл огонь, и «Мессершмитт», загоревшись, круто пошел вниз. Последними словами Шербанеску, которые услышали на земле, были: «Я падаю...»

Он не дожил всего пять дней до 23 августа 1944 г., когда в Бухаресте произошел антифашистский переворот и Румыния подписала перемирие с союзниками.

Всего в ходе Второй мировой войны капитан Александру Шербанеску совершил 590 боевых вылетов и одержал 47 подтвержденных и 8 вероятных побед.

                                                                       Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском  летчике Второй мировой войны  Александру Шербанеску (Serbanescu Alexandru):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.


читать далее »

− Добран Ион (Ion Dobran)


Страна: Румыния
Даты жизни: 5 февраля 1919 г. -
Звание: локотенент-командор
Авиачасть: Esc.48 Van.
Боевые вылеты: 340
Воздушные победы: 10

Добран Ион - румынский ас Второй Мировой Он был последним ведомым командира Gr.9 Van. капитана Александру Шербанеску.

Ион Добран родился 5 февраля 1919 г. в местечке Валени Подгория (Valeni Podgoria). После окончания гимназии в Бухаресте он сначала поступил в военное училище в г. Тыргу-Муреш (Targu Mures), а затем 10 мая 1941 г. — в офицерскую летную школу в Бухаресте.

В октябре 1941 г. сублокотенент Добран прибыл в истребительную авиашколу на аэродроме Гимбав, в 7 км западнее Брашова. После завершения летной подготовки он был включен в Esc.48 Van., базировавшуюся на аэродроме Пипера. Эта эскадрилья вместе с Esc.47 Van. входила в Gr.9 Van. локотенент-командора Георге Боркеску (Gheoghe Borcescu), сформированную 19 апреля 1942 г., и была оснащена истребителями IAR-80A.

В марте 1943 г. группа была направлена в Тирасполь, где прошла переподготовку на немецкие истребители Bf-109G. В августе того же года она начала постепенно менять Gr.7 Van., действовавшую на Восточном фронте.

14 августа первые десять пилотов Gr.9 Van., среди которых был и Ион Добран, прибыли на Восточный фронт. Уже на следующий день он совершил свой первый боевой вылет, а 6 сентября Добран одержал и свою первую победу, сбив один из Ил-2, атаковавших аэродром Gr.7 Van.

25 сентября румынские «Мессершмитты» сопровождали Ju-87D-3 из Gr.3 Bomb., когда их атаковали «Яки». В ходе завязавшегося боя Добран смог поймать в прицел один из советских истребителей. После серии прямых попаданий 20-мм снарядов одна плоскость «Яка» разлетелась на куски, и Добран одержал свою вторую победу.

В течение сентября — октября на Восточный фронт прибыли и остальные пилоты Gr.9 Van. 23 октября 1943 г. Gr.7 Van. была отозвана в Румынию, но при этом четырнадцать ее лучших пилотов, среди которых был и капитан Шербанеску, остались на фронте и перешли в Gr.9 Van. С этого времени Добран стал летать в качестве ведомого Шербанеску, который затем 13 февраля 1944 г. был назначен командиром группы.

26 февраля в ходе уже своего третьего в тот день боевого вылета пара Шербанеску — Добран в районе Кривого Рога встретила шесть «Яков». Первая атака Шербанеску оказалась неудачной, но Добран «исправил» его ошибку, сбив «Як» короткой очередью. Мгновенно атаковав другой советский истребитель, Шербанеску уже не промахнулся.

В марте 1944 г. Добрану было присвоено звание локотенента. К этому времени линия фронта уже вплотную подошла к границам Румынии, и в апреле Gr.9 Van. уже действовала с аэродрома Текуч, в 25 км северо-восточнее г. Фокшани.

11 апреля в ходе своего первого боя над румынской территорией Добран сбил Як-7, а 17 апреля на его счету был Ил-2.

11 мая шесть Bf- 109G из Gr.9 Van., обнаружив в ходе вылета на «свободную охоту» несколько Ла-5, атаковали их с пикирования. Из-за большой скорости Добран не успел точно прицелиться, и выпущенные им снаряды прошли мимо. В тот же день в ходе второго вылета румынские пилоты снова встретились с Ла-5, но на этот раз Добран не промахнулся, сбив один из них.

30 мая Добран, вылетев в паре с капитаном Кантакузино, сбил еще один Ил-2.

6 июня 1944 г. «Мессершмитты» Gr.9 Van. впервые вступили в бой с американскими самолетами. Добран с тремя другими пилотами — Мукеникой, Сенчеа (Senchea) и Симионеску (Simionesku) — играл в бридж, когда прозвучал сигнал тревоги. Все произошло настолько быстро, что, только увидев соединение американских бомбардировщиков, Добран понял, что он оторвался от остальных пилотов своей группы и оказался один. Внизу под собой он заметил четыре самолета и первоначально принял их за Bf-109G из Esc.56 Van. Однако, когда они приблизились, он понял, что это американские Р-51, которые летели совершенно спокойно, словно на параде. Добран спикировал и обстрелял крайний правый «Мустанг», за которым сразу же потянулся дымный след. Остальные три истребителя мгновенно разошлись в разные стороны. Затем Добран попытался приблизиться к бомбардировщикам, но сам был атакован теми тремя «Мустангами». Энергично маневрируя, ему удалось оторваться от двух из них, но пилот третьего Р-51 все же сбил его.

26 июля 1944 г. стало «черным днем» в истории Gr.9 Van. В тот день командир группы капитан Шербанеску вместе с капитаном Кантакузино находился в Бухаресте и обязанности командира исполнял капитан Георге Попеску-Киокэнел. Неожиданно поступило сообщение, что в районе городка Бырлад, расположенного в 69 км северо-восточнее г. Фокшани, обнаружена группа из двадцати американских бомбардировщиков, летевшая без истребительного прикрытия. В воздух сразу поднялись 16 «Мессершмиттов» во главе с капитаном Попеску. Однако, как оказалось, сообщение было неточным, и бомбардировщики сопровождали около 80 истребителей Р-38 и Р-51.

В ходе ожесточенного боя румынским пилотам удалось сбить одиннадцать «Лайшингов», но при этом Gr.9 Van. понесла тяжелые потери—сразу семь «Мессершмиттов». Погибли адъютанты Эмиль Былан, Павел Туркану (Pavel Turcanu) и Александру Эконому (Alexandru Economu). Еще трое пилотов — капитан Попеску, адъютанты Иоан Мукеника и Андрей Радулеску (Andrei Radulescu) — получили тяжелые ранения. При этом от полученных ран капитан Попеску 10 августа скончался в госпитале. И только один Добран, чей истребитель тоже был сбит, не получил ни царапины. В одном бою Gr.9 Van. потеряла четырех своих асов. Мукеника успел одержать 24 победы, Попеску — 12, Былан — 10 и на счету Радулеску было 7 побед.

18 августа в бою с американскими истребителями погиб капитан Шербанеску, и Добран стал летать в паре с новым командиром Gr.9 Van. капитаном Кантакузино.

23 августа 1944 г. в Бухаресте произошел антифашистский переворот, и ранним утром 25 августа Не-111 из I./KG4 вместе с Ju-87 из I./SG2 попытались нанести удар по румынской столице. Пилоты Gr.7 Van. и Gr.9 Van. получили приказ прикрыть город, и Добрану удалось сбить один «Хейнкель», который стал его десятой и, как затем оказалось, последней победой.

8 сентябре 1944 г. Gr.9 Van. участвовала в боях в Трансильвании. 15 сентября «Мессершмитты» группы атаковали аэродром в г. Клуж-Напока, на котором базировались венгерские самолеты, и Добран смог уничтожить на земле истребитель Re.2000.

9 мая 1945 г. Добран совершил свой последний вылет. В паре с капитаном Кантакузино он прикрывал самолет-разведчик IAR-39, сбрасывающий пропагандистские листовки.

Всего в ходе Второй мировой войны Ион Добран совершил 340 боевых вылетов и участвовал в 64 воздушных боях. Он одержал десять побед и еще один самолет уничтожил на земле, но при этом сам три раза был сбит.

После окончания войны Добран продолжал служить в румынской авиации. 13 марта 1946 г. ему было присвоено звание капитана, а 7 июня 1950 г. он получил звание локотенент-командора. В 1952 г. Добран, как бывший офицер королевской румынской армии, был уволен со службы и, чтобы заработать себе на жизнь, начал работать токарем на заводе «Timpuri Noi».

В 1954 г. удача неожиданно улыбнулась ему, и Добран снова начал летать, правда, на этот раз уже в гражданской авиации. Он стал пилотом румынской авиакомпании TAROM, в которой затем и работал до выхода на пенсию в 1963 г.

Так пилот в итоге пришел к необходимости выбрать спокойную жизнь и мирном жилище www.svoydom.ru

                                                                           Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом румынском летчике Второй Мировой войны Ионе Добран (Ion Dobran):

 

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: АСТ, 2002 г.

 


читать далее »
« Список меток

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!