Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Дебродь Дьёрдь (Gyorgy Debrody)


Страна: Венгрия
Даты жизни:1 января 1921 г. - 2 февраля 1982 г.
Звание: старший лейтенант 
Авиачасть:5/2. V.Szd.,101/3. V.Szd.
Боевые вылеты: 204
Воздушные победы: 26
Награды:  Большая Офицерская Золотая Медаль за храбрость 

 

Дебродь Дьёрдь-венгерский ас Второй Мировой Дьёрдь Дебродь родился 1 января 1921 г. в местечке Лайошкоммаром (Lajoskommarom), в 94 км юго-западнее Будапешта.

Он с детства мечтал стать летчиком и потому в 1939 г. сразу же после окончания гимназии поступил в Королевскую военно-воздушную академию в г. Кашша. Там он познакомился и подружился с Миклошем Кеньерешем (Miklos Kenyeres), с которым затем летал в одной паре.

18 июня 1942 г. Дебродь и Кеньереш закончили академию, и им были присвоены звания лейтенантов. 20 августа они оба были направлены в 5/2. V.Szd. и затем 15 декабря 1942 г. в ее составе прибыли на Восточный фронт.

В марте 1943 г. эскадрилья была оснащена немецкими истребителями Bf-109G-2, тогда же лейтенант Дебродь был командирован в II./JG51 для изучения тактики истребителей Люфтваффе.

В начале июля 5/2. V.Szd. принимала участие в боях в районе Курской дуги. В течение 5 июля пилоты сбили пять советских самолетов. В тот день лейтенант Дебродь одержал свою первую победу, сбив Ла-5. Затем в течение первой недели августа в ходе боев в районе Белгорода он одержал еще пять побед.

Утром 25 сентября 1943 г. в бою с Як-9 его «Мессершмитт» был сбит за линией фронта в 20 км восточнее Днепра. Совершив вынужденную посадку недалеко от позиции советской зенитной батареи, Дебродь тем не менее смог избежать плена. Пройдя по тылам советских войск, он на следующий день сумел переплыть Днепр и добраться до позиций немецких войск.

К концу 1943 г. в боях на Восточном фронте лейтенант Дебродь одержал уже 16 побед и стал одним из лучших венгерских летчиков-истребителей.

1 февраля 1944 г. Дебродь во главе звена Bf-109G-6 сопровождал немецкие Ju-52/Зт, доставлявшие боеприпасы и продовольствие частям вермахта, находившимся в окружении в районе Корсунь-Шевченковского. Уже на обратном пути «Мессершмитт» Дебродя был атакован одиночным Як-9 и получил попадания в двигатель, который мгновенно заглох. Дебродю удалось посадить истребитель «на брюхо» на поле, находившееся прямо под ним. Быстро выбравшись из кабины начинавшего гореть «Мессершмитта», он бросился к близлежащему лесу, где ему, однако, не пришлось долго отсиживаться.

Через несколько мгновений Дебродь увидел, как Кеньереш сбил атаковавший его Як-9 , и, выбежав на поле, начал размахивать руками, показывая, что жив. Заметив своего друга, Кеньереш мгновенно решил сесть и забрать его. Это было очень вовремя, поскольку, когда его «Мессершмитт», выпустив шасси и закрылки, заходил на посадку, вдали в поле уже появились советские пехотинцы.

Кеньереш сумел посадить самолет в ста метрах от бежавшего к нему навстречу Дебродя. Пока самолет катился по полю, Кеньереш сбросил фонарь кабины, затем снял и выбросил свой парашют и зимнюю летную куртку, чтобы хоть как-то освободить место в тесной кабине. То же самое сделал и Дебродь, которому удалось буквально вдавиться в кабину, сев к Кеньерешу на колени.

После этого оказалось, что Кеньереш из-за страшной тесноты не в состоянии в одиночку управлять самолетом. В результате им пришлось делать это на пару — Дебродь нажимал на педали руля направления, а Кеньереш действовал ручкой управления. Управляя самолетом таким образом, они смогли взлететь уже под автоматным огнем советских солдат. Затем наземный персонал на аэродроме в Умани, где тогда базировалась 102/1. On. V.Szd., просто не мог поверить своим глазам, увидев, как из кабины «Мессершмитта» один за другим выбрались два пилота.

Это была 19-я и последняя победа Кеньереша, при этом, по другим данным, это был Ла-5 из 5-го Гв.ИАП.

6 февраля в ходе очередного боевого вылета уже «Мессершмитт» лейтенанта Кеньереша был сбит советской зенитной артиллерией. Выпрыгнув на парашюте, Кеньереш затем опустился на лес. Круживший над местом его приземления Дебродь ничем не мог помочь своему другу, и тот попал в плен.

3 апреля 1944 г. американские бомбардировщики начали налеты на территорию Венгрии, подвергнув бомбежке авиазавод в пригороде Будапешта. И чтобы укрепить эскадрильи, задействованные в противовоздушной обороне страны, командование венгерской авиации приняло решение перевести в них нескольких опытных летчиков-истребителей с Восточного фронта.

Поэтому, когда 1 мая на аэродроме Веспрем была сформирована 101-я истребительная группа (101. V.Osz.), лейтенант Дебродь, который к этому моменту совершил 173 боевых вылета и одержал уже 18 побед, был отозван с Восточного фронта и включен в состав 101/3. V.Szd. капитана Йожефа Бейча (Jozsef Bejczy).

14 июня 1944 г. впервые все три эскадрильи 101. V.Osz. участвовали в боевом вылете. Венгерские Bf-109G-6 вступили в бой с Р-38 из 94FS 14FG, в ходе которого сбили пять американских истребителей и еще три серьезно повредили. При этом группа потеряла только два своих «Мессершмитта», пилот одного из них — лейтенант Дьюла Кираль (Gyula Kiraly) — погиб. В тот день лейтенант Дебродь в районе местечка Дудар (Dudar), в 23 км севернее Веспрема, сбил P-38J 42-104229, одержав свою 19-ю победу. Пилот «Лайтнинга» первый лейтенант Луи Бенне (Lois Benne)  получил ранение, но успел выпрыгнуть на парашюте и был взят в плен.

Два дня спустя в районе поселка Капой (Кароу), в 40 км южнее Веспрема, Дебродь сбил P-39J 43-28665, пилот которого второй лейтенант Джорж Лоугмиллер (George F. Loughmiller) погиб.

2 июля 18 венгерских и около 80 немецких истребителей атаковали в районе Будапешта американские бомбардировщики. На счету пилотов 101. V.Osz. было пять B-24D, один B-17G, четыре P-51D и один Р-38 J, но обратно не вернулись три Bf-109G-6, и пилот одного из них погиб. В тот день лейтенант Дебродь в районе г. Пилишвёрёшвар (Pilisvorosvar), в 19 км северо-западнее Будапешта, сбил «Мустанг» первого лейтенанта Джоржа Стенфорда (George Stan-ford)'из 335FS 4FG, американский летчик выпрыгнул на парашюте и попал в плен.

7 июля над Венгрией под прикрытием 250 истребителей появились 560 бомбардировщиков 15-й воздушной армии США. Вместе с истребителями Люфтваффе их атаковали и десять Bf-109G-6 из 101. V.Osz. во главе с майором де Хеппешем. В районе Медьереша (Megyeres) Дебродь вместе с прапорщиком Андрашом Хусаром (Andras Huszar) сбил B-17G 42-97351 из 20BS 2BG. Всего же американцы потеряли 25 самолетов, из которых от восьми до десяти были на счету венгерских пилотов. При этом был сбит только один «Мес-сершмитт» из 101. V.Osz., пилоту которого удалось выпрыгнуть на парашюте.

27 июля лейтенант Дебродь в районе г. Мор (Мог), в 40 км северо-восточнее Веспрема, сбил B-24D из 455BG Всего же в тот день 101. V.Osz. записала на свой счет четыре «Либерейтора», потеряв при этом один «Мессершмитт» вместе с пилотом.

Осенью 1944 г. венгерские истребители действовали на два фронта, атакуя американские самолеты, появлявшиеся над Венгрией, и параллельно участвуя в боях с советскими войсками.

4 ноября советской зенитной артиллерией был сбит и пропал без вести (погиб) командир 101/3. V.Szd. капитан Йожеф Бейчь. И в тот же день Дебродь, которому 1 ноября было присвоено звание старшего лейтенанта, был назначен командиром эскадрильи вместо него.

На следующий день группа венгерских Bf-109G-6 атаковала соединение бомбардировщиков из 15-й воздушной армии США и Дебродь сбил B-24D из 451BG

16 ноября 1944 г. «Мессершмитты» 101/3. V.Szd. в районе г. Ясберень (Jaszbereny), в 88 км северо-восточнее Будапешта, вступили в бой с группой Л а-5 и старший лейтенант Дебродь сбил один из них. Затем севернее г. Надьката (Nagykata), расположенного в 46 км восточнее Будапешта, его Bf-109G-6 сошелся «лоб в лоб» с Як-9. В результате серии прямых попаданий советский истребитель взорвался в воздухе, но перед этим его пилот все же успел дать очередь по «Мессершмитту».

Дебродь получил тяжелое ранение в живот и с orpoмным трудом, теряя сознание от потери крови, совершил вынужденную посадку в районе г. Хатван (Hatvan), в 45 км северо-восточнее Будапешта. В госпитале, куда он был доставлен, врачи приложили немало усилий, чтобы спасти ему жизнь. Однако тогда они не рискнули удалить застрявшую около позвоночника пулю, которая осталась Дебродю в качестве «сувенира».

Дебродь сравнительно быстро поправился и весной 1945 г. вернулся в 101/1. V.Osz., которая тогда базировалась на аэродроме Эфердинг в Австрии. В мае он вместе с другими пилотами группы сдался в плен к американцам.

Всего в ходе Второй мировой войны Дебродь совершил 204 боевых вылета и сбил 20 советских и 6 американских самолетов, еще две его победы, одержанные им на Восточном фронте, были отнесены к разряду вероятных. За свои действия в воздухе старший лейтенант Дебродь был награжден Большой Офицерской Золотой Медалью за храбрость (Tiszti Arany Vitezsegi Erem).

Освободившись из плена, он вернулся в Венгрию. После прихода к власти коммунистов Дебродь вместе со своим другом Миклошем Кеньерешем, вернувшимся к этому времени из советского плена, эмигрировал в Испанию. Затем он сначала переехал в Канаду, а потом перебрался в США.

В 1967 г. американские врачи сделали Дебродю операцию, удалив советскую пулю, которую он носил с 16 ноября 1945 г.

В конце своей жизни Дьердь Дебродь жил в городе Кортленд (Cortland) в штате Нью-Йорк, где и умер 2 февраля 1982 г.

                                                                           Картинка

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом венгерском летчике Второй мировой войны Дебродь Дьёрдь (Gyorgy Debrody):

  • Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания - М.: ACT, 2002 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!