Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Фронтовой истребитель Мессершмитт Ме 262

Осенью 1938 г. была объявлена программа разработки первого фронтового истребителя с турбореактивными двигателями. Техническими требованиями предусматривалась максимальная скорость самолета 850 км/ч и продолжительность полета один час. В конкурсе приняли участие фирмы «Мессершмитт» (Me 262) и «Хейнкель» (He 280).

Фирма «Мессершмитт» в результате проработки различных вариантов компоновки (одно- или двухдвигательный самолет) остановилась на проекте Р. 1065. Летом 1939 г. была послана в RLM заявка на разработку двухдвигательного реактивного истребителя. 1 марта следующего года представители RLM осмотрели деревянный макет самолета, после чего фирме выдали контракт на изготовление трех прототипов самолета, получившего обозначение Me 262. В начале 1941 г. машины были готовы, но турбореактивных двигателей к ним еще не было. Поэтому решили оснастить первый экземпляр Me 262V1 поршневым двигателем Jumo 210G, этот самолет впервые поднялся в воздух 18 апреля 1941 г. Его конкурент He 280, оснащенный двумя ТРД HeS 8, совершил первый полет 2 апреля того же года. Первый же полет самолета Me 262V3 с двумя турбореактивными двигателями Jumo 004, состоялся в марте 1942 г.

Официальное решение о начале серийного производства Me 262 приняли в июне 1943 г., однако из-за участившихся налетов союзной авиации серийное производство началось только в 1944 г. Первым запустили в серию истребитель Мессершмитт Me 262А-1а «Schwalbe» («Ласточка»), оснащенный расположенными в носовой части фюзеляжа четырьмя пушками МК 108 с боезапасом 360 патронов. Вес суммарного секундного залпа составлял 12,8 кг, что почти в два раза превышало аналогичный показатель для винтомоторных истребителей тех лет.

Следом был запущен в серию бомбардировочный вариант Мессершмитт Me 262А-2а «Sturmvogel» («Буревестник»), имевший в дополнение к двум пушкам пилоны, на которых могли подвешиваться одна 1000-кг бомба, две 500-кг или две 250-кг. Бомбометание осуществлялось с малых высот и с пикирования при помощи прицела Revi 16В и прибора TSA, учитывающего высоту, скорость и угол сноса.

Первым подразделением, оснащенным самолетами Me 262, стала команда E.Kdo 262, созданная в апреле 1944 г. в Лехфельде. Первый английский самолет «Москито» был сбит лейтенантом Шрибером 26 июля, вскоре были сбиты два американских фоторазведчика F-5. В августе сформировали экспериментальную бомбардировочную команду «Kdo Schenk» для осуществления миссий в северных районах Франции, на вооружении этого подразделения находились Me 262А-2а.

В октябре 1944 г. истребителями Me 262А-1а оснастили две эскадрильи сформированного на базе E.Kdo 262 подразделения «Kdo Nowotny», основной задачей которого была борьба с английскими и американскими бомбардировщиками. Противовоздушную оборону Берлина в конце войны вело подразделение ночных истребителей «Kdo Welter», на вооружении которого состояли машины Me 262В-la. Подразделения тактической разведки «Sonderkommando Braunegg» и NA.Gr 6 имели на вооружении модификации Me 262A-la/U3 и Me 262А-5а. Эскадрильи, укомплектованные машинами серии А, имелись в составе KG 6, KG 27, KG 54 и «Jagdverband 44».

Было предложено модернизировать учебно-тренировочную версию Me 262В-1а в ночной истребитель, установив на нем радар и соответствующее радиооборудование. Окончательная версия ночного истребителя Me 262В-2а получила более длинный фюзеляж под установку дополнительного топливного бака емкостью 910 л, была также добавлена пара пушек МК 108 для стрельбы вверх. До конца войны успели построить всего две опытные машины Me 262В-2а — первая опытная машина проходила летные испытания, а вторая, имевшая радар, только готовилась к летным испытаниям.

Экспериментальное подразделение «Kdo Stamp», созданное на базе I/JG 300, имело на вооружении 10 ночных истребителей Me 262B-la/Ul. Такие же истребители состояли на вооружении «Kdo Welter», защищавшей небо над Берлином в марте—апреле 1945 г. Командир этого подразделения К. Вельтер, как считают, сбил около 20 самолетов союзников в ночных вылетах на Me 262 за последние два месяца войны. Майор Г. Эрлих из JG 7, сформированной на базе «Kdo Nowotny», 4 апреля 1945 г., отражая налет американской авиации, на истребителе Me 262 сбил два американских бомбардировщика В-17. Третий бомбардировщик он таранил, но сам при этом погиб. Это был первый в мире таран, совершенный на реактивном истребителе.

Реактивный истребитель Люфтваффе Мессершмитт Ме 262

Реактивный истребитель Люфтваффе Мессершмитт Ме 262

До конца войны фирма «Мессершмитт» работала над проектами многочисленных вариантов Me 262, в том числе:

Me 262С-1а — перехватчик с дополнительным ЖРД HWK 509А-2 в хвостовой части фюзеляжа, Me 262C-2b — перехватчик с двигателями BMW 003R (комбинация ТРД BMW 003 и ракетного двигателя BMW 718), Me 262HG — скоростной истребитель с крылом большой стреловидности и двумя двигателями, утопленными в крыло (BMW 003 для Me 262HG I, HeS 011 для Me 262HG II и Jumo 004В для Me 262HG III), Me 262 «Aufklarer» (I, la и II) — варианты разведчика с двигателями Jumo 004С, Me 262 «Schnellbomber» (I, la и II) — скоростной бомбардировщик, варианты I и la являлись модификацией предыдущей версии с,подвеской бомб под передней частью фюзеляжа, вариант II имел увеличенный объем фюзеляжа с бомбоотсеком, Me 262 «Lorin» — с дополнительными прямоточными воздушно-реактивными двигателями над основными двигателями.

Всего за годы войны было выпущено свыше 1400 самолетов Me 262. Большое количество этих машин попало в руки союзников в качестве трофеев и подверглось тщательному изучению. После окончания войны самолеты Me 262 выпускались в Чехословакии под обозначениями «Avia» S-92 (одноместный истребитель) и «Avia» CS-92 (учебно-тренировочный двухместный самолет) для национальных ВВС.

Характеристики фронтового истребителя Мессершмитт Me 262А-1а:
экипаж — 1 человек,
силовая установка — 2 ТРД Jumo 004В-4 тягой по 900 кгс,
размах крыла — 12,5 м и его площадь — 21,68 м2,
длина самолета — 10,61 м,
высота — 3,83 м,
вес пустого — 4000 кг,
взлетный вес — 6775 кг,
максимальная скорость — 870 км/ч на высоте 7000 м,
скороподъемность у земли — 1200 м/мин,
дальность — 845 км,
практический потолок — 11 000 м,
вооружение — 4 пушки МК 108.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!