Военная авиация
поиск меню
опрос
Какой период в истории самолетостроения вы считаете наиболее интересным?

Рождение авиации и воздухоплавания (до Первой мировой войны)
Развитие авиации во время Первой мировой войны
Бурный рост авиации между двумя мировыми войнами
Вторая мировая война, появление реактивной авиации
Современная реактивная и сверхзвуковая авиация


Результаты опроса
последние комментарии

Истребитель Мессершмитт Me 163

Проектирование ракетного истребителя началось на фирме «Мессершмитт» в январе 1939 г. в специальном «Отделе L», куда из DFS перешел профессор А. Липпиш со своими сотрудниками. Первоначально разработка шла под обозначением Li Р.01, но, когда в конце 1940 г. построили первый опытный самолет, Вилли Мессершмитт добился, чтобы RLM присвоило ему обозначение Me 163V1.

Me 163V1, прототипом которого стал DFS 194, оснащался более мощным ЖРД R II-203B тягой 750 кгс. Шасси было таким же, как и у DFS 194, т. е. взлет осуществлялся на сбрасываемой двухколесной тележке, а посадка — на выдвигаемую подфюзеляжную лыжу, в хвостовой части фюзеляжа имелась убиравшаяся в полете небольшая опорная лыжа.

Весной 1941 г. начались летные испытания Me 163V1 без двигателя. Опытный самолет, который пилотировал X. Диттмар, поднимался в воздух с помощью самолета-буксировщика и после отцепки совершал планирующий полет, развивая максимальную скорость на пикировании. По результатам испытаний автоматические предкрылки заменили профилированными щелями в носке крыла, затягивавшими срыв в штопор, а для уменьшения длины пробега установили посадочные щитки.

Первый полет Me 163V1 с двигателем состоялся 13 июля 1941 г. В процессе дальнейших испытаний достигли скорости 885 км/ч, большей скорости при взлете с земли достичь не удавалось из-за малого запаса топлива. Во время испытаний 2 октября самолет-буксировщик поднял машину, полностью заправленную топливом, на высоту около 4000 м. После отцепки от буксира и включения двигателя X. Диттмару удалось достичь скорости 1004 км/ч, что несколько превышало расчетную скорость.

Мессершмит Ме 163V2

Мессершмит Ме 163V2

В связи с появлением более мощных ЖРД R11-211 с тягой 1700 кгс интерес со стороны RLM к перехватчику снова возрос, решили прекратить дальнейшие работы по самолетам серии А и начать разработку Me 163В «Komet» («Комета»). Прототипом его стала третья опытная машина Me 163V3, собранная в апреле 1942 г. Она имела крыло постоянной стреловидности по передней кромке с увеличенным до 9,3 м размахом, более длинный фюзеляж с заостренным носом. Под фюзеляжем установили обтекатель, куда убирались посадочная лыжа и небольшая хвостовая колесная стойка. В качестве двигателя применялся ЖРД HWK 509А-1 тягой 1500 кгс, впоследствии его заменили двигателем HWK 509А-2 тягой 1700 кгс.

ЖРД работал на двухкомпонентном топливе — T-Stof (80% перекись водорода с добавкой стабилизатора) и C-StofF (смесь 30%-го гидрата гидразина с метанолом). Емкость самолетных баков была увеличена, установлены две пушки МК 108 в корневой части крыла (в серийном производстве некоторое количество самолетов выпустили с пушками MG 151) и бронезащита кабины. Летные испытания Me 163V3 начались в августе 1942 г. В начале следующего года предсерийная партия Me 163В-0 поступила в 16-ю испытательную команду E.Kdo 16, базировавшуюся в Пенемюнде. Эта команда занималась отработкой тактики боевого применения ракетных истребителей и подготовкой летного состава для них.

Летом 1943 г. фирма «Мессершмитт» из-за массированных ударов союзной авиации по заводам в Регенсбурге и Аугсбурге испытывала острую нехватку производственных мощностей, необходимых для изготовления истребителя Me 262.

Поэтому серийное производство Me 163 передали фирме «Клемм», производившей окончательную сборку на заводе в Шварцвальде из готовых агрегатов и узлов, получаемых с рассредоточенных по всей Германии мелких заводов и мастерских.

Мессершмитт Ме 163В

Мессершмитт Ме 163В

В июле 1944 г. началось комплектование серийными машинами Me 163В-la эскадрильи 1./JG 400, ядро эскадрильи составляли летчики из E.Kdo 16. Задачей эскадрильи было прикрытие важных промышленных объектов от налетов союзной авиации. 28 июля 1944 г. восьмерка американских истребителей P-51D из 359-й истребительной группы, прикрывавшая бомбардировщики В-17, впервые столкнулась с пятеркой перехватчиков Me 163 из 1./JG 400. В августе две эскадрильи первой группы 1./JG 400 и 2./JG 400 были собраны вместе на аэродроме Брандис под Лейпцигом, в каждой из них было по 15 самолетов. В декабре 1944 г. в Штаргарте сформировали вторую группу II/JG 400.

Несмотря на то что весной 1943 г. Липпиш ушел с фирмы «Мессершмитт», RLM сохранило за ним контрольные функции в программе Me 163. К концу 1944 г. на фирме «Мессершмитт» построили три опытных Me 163С. Эти машины отличались от серии В несколько увеличенным фюзеляжем, гермокабиной с более обтекаемым фонарем и двухкамерным ЖРД HWK 509С-1. Однако в серию этот проект не пошел.

В том же году разработали проект Me 163D. Машина имела новый, более вытянутый фюзеляж, трехколесное убираемое шасси, каплевидный фонарь, выступавший над фюзеляжем, увеличенные емкости топливных баков и двухкамерный ЖРД HWK 509С-1. Первая опытная машина этой серии была построена в конце весны 1944 г. и прошла летные испытания в бездвигательном варианте. Однако RLM, посчитав, что фирма «Мессершмитт» в силу загруженности другими программами не успеет вовремя довести этот проект до серийного производства, передало проект Me 163D фирме «Юнкерc».

После некоторой конструктивной доработки в августе 1944 г. на заводе фирмы «Юнкерc» в Дессау был построен опытный самолет, получивший в RLM обозначение Ju 248V1. Результаты летных испытаний с двигателем HWK 509С-1 показали, что машина превосходит Me 163В по всем показателям. В конце декабря RLM решило срочно начать серийный выпуск Ju 248. Однако В. Мессершмитт добился изменения обозначения самолета на Me 263А, мотивируя это тем, что основные технические решения, реализованные в нем, были получены на фирме «Мессершмитт». К окончанию войны ни одна серийная машина Me 263А не была построена.

В конце 1944 г. разработали учебный планер Me 163S, у которого вместо T-Stoff-бака была установлена вторая кабина инструктора. Учебные полеты совершались на буксире, при этом оставшиеся баки для сохранения балансировки заправлялись водой.

Серийное же производство Me 163В продолжалось до февраля 1945 г., к тому времени построили 237 машин, но в войска успели поставить только 42 самолета. Опыт боевого применения показал, что Me 163В опасен в эксплуатации для летного и наземного персонала из-за чрезвычайной токсичности и взрывоопасности топлива, а при выполнении перехвата крайне неэффективен. До окончания войны зарегистрировали лишь 11 успешных атак.



Характеристики истребителя Мессершмитт Me 163В-1а:

экипаж — 1 человек,
силовая установка — ЖРД HWK 509А-2 тягой 1700 кгс,
размах крыла — 9,32 м и его площадь — 19,6 м2,
длина самолета — 5,7 м,
высота — 2,74 м,
вес пустого — 1980 кг,
взлетный вес — 4310 кг,
максимальная скорость — 960 км/ч на высоте 3000 м,
практический потолок — 12 000 м,
время набора высоты 11 000 м — 3,0 мин, продолжительность полета с работающим двигателем — от 8 до 15 мин, радиус действия — до 100 км,
вооружение — 2 пушки МК 108 или MG 151.

 

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!